Признание разрешения на строительство незаконным

Взыскание убытков за незаконную отмену разрешения на строительство — Audit-it.ru

Признание разрешения на строительство незаконным

Кислов С. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Определению ВС РФ от 24.01.2020 № 307-ЭС19-27145.

Если административный орган отменил разрешение на строительство, но застройщику в суде удалось доказать незаконность этих действий, то следующим этапом обычно бывает предъявление иска о взыскании расходов, понесенных строительной организацией в связи с необходимостью приостановки строительства на период судебных споров. Как правило, в состав убытков застройщики включают суммы платы по договорам аренды земельного участка и возмездного оказания услуг по охране объекта. Кроме того, некоторые пытаются получить возмещение затрат на консервацию объекта, расходов, вызванных временным простоем оборудования и т. д.

Насколько обоснованны подобные требования застройщиков?

Недавно судья ВС РФ Определением от 24.01.2020 № 307-ЭС19-27145 отказал застройщику в передаче на пересмотр дела, в котором нижестоящий суд встал на сторону департамента (см. Постановление АС СЗО от 10.10.2019 № Ф07-11062/2019 по делу № А66-13380/2017).

Вначале события развивались по обычному сценарию. Застройщик выиграл аукцион, заключил договор аренды земельного участка и получил разрешение на строительство жилого дома со встроенными помещениями торгово-офисного назначения и подземным паркингом.

Спустя несколько месяцев по результатам внеплановой проверки главе администрации было предписано отменить распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство.

Во исполнение указанного предписания были изданы соответствующие приказы.

В связи с этим застройщик был вынужден прекратить строительные работы на объекте и перевести его на консервацию.

Позднее застройщик и несколько дольщиков обратились в суд, который признал незаконным приказ об отмене разрешения на строительство.

Ссылаясь на то, что в связи с отменой действия разрешения на строительство в течение продолжительного периода (232 дня) общество было вынуждено приостановить строительство жилого дома, в результате чего понесло убытки, застройщик подал судебный иск. Организация требовала возмещения следующих расходов:

  • на консервацию объекта;
  • в связи с простоем башенного крана;
  • арендной платы за земельный участок;
  • стоимости услуг по охране объекта.

Казалось бы, данная ситуация должна была разрешиться в пользу организации, ведь ранее суд признал незаконной отмену разрешения на строительство. Однако не все так просто.

В принятых по делу судебных актах указано следующее. Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу ч.

2 этой статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания незаконного акта, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Вместе с тем, требуя возмещения убытков, истец должен доказать факт их возникновения, размер, а также наличие причинно-следственной связи между предъявленными убытками и изданием незаконного приказа. Несоблюдение этих обязательных требований влечет отказ в компенсации расходов.

Расходы на проведение консервации

В подтверждение затрат на консервацию застройщик представил:

  • заключенное с генподрядчиком соглашение к договору подряда (стороны договорились прекратить выполнение строительных работ, провести инвентаризацию объекта, оформить все документы по фактически выполненным работам, провести консервацию объекта в соответствии с локальной сметой);
  • акт выполненных работ по консервации.

Ответчик возражал: застройщику не выдавалось предписание о проведении консервации, расходы не подтверждены.

Судьи указали следующее. Пунктом 9 Правил проведения консервации (Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 № 802) предусмотрено, что в состав работ по консервации объекта входят в том числе:

  • создание конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
  • монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
  • освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
  • приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
  • отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
  • принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

При этом застройщик в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта обязан уведомить об этом не только подрядчика, но и орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору (п. 10 Правил проведения консервации).

Согласно п. 13 этого документа заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до возобновления строительства застройщик обязан направить в названные органы уведомление о возобновлении строительства объекта.

Однако застройщик не подтвердил уведомление ответчика о консервации объекта строительства и о возобновлении строительства.

Кроме того, застройщик не представил:

  • акт инвентаризации;
  • локальную смету на выполнение работ по консервации.

Обратите внимание: указанная в дополнительном соглашении стоимость консервации не может являться обоснованной, поскольку обозначена до проведения совместного осмотра, инвентаризации объекта и составления локальной сметы расходов на консервацию.

Акт о приемке выполненных работ по консервации объекта не содержит расшифровки (видов) проведенных на объекте работ.

Выводы судей:

  • нарушена процедура проведения консервации объекта;
  • наличие обоснованных убытков, связанных с консервацией, не доказано ни по праву, ни по размеру.

Убытки, связанные с простоем башенного крана

В подтверждение периода простоя и его стоимости застройщик представил акты о возмещении подрядчику расходов, связанных с простоем башенного крана.

Отказ во взыскании с администрации этих убытков арбитры обосновали так. В соответствии с п. 1 ст.

704 ГК РФ (работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами) и условиями договора в стоимость выполняемых работ уже включены все затраты, в том числе непредвиденные расходы, как, например, связанные с работой башенного крана.

С учетом того, что все риски в работе, в том числе вызванные возможным простоем в работе, условиями договора, возложены на подрядчика, расходы, связанные с простоем башенного крана, даже если таковые были, не должны были выходить и не вышли за пределы общей стоимости работ по договору.

Документами, свидетельствующими о работе башенного крана на объекте, являются договор аренды крана, копия технического паспорта на него, документы о его установке, пуске в работу и постановке на учет в соответствии с п.

138 – 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533).

Однако эти документы застройщик не предъявил, то есть не доказаны монтаж и допуск к эксплуатации башенного крана как источника повышенной опасности.

Суммы платы по договорам аренды земли и оказания охранных услуг

Отказ во взыскании этих расходов судьи обосновали тем, что плата была внесена в течение срока действия договоров, обязанность платежей не зависит от факта осуществления строительства объекта и приостановления выполнения строительных работ по тем или иным причинам. Застройщик не доказал необходимости пролонгации договоров на конкретный срок, обусловленный именно отменой разрешения на строительство.

Отсутствие доказательств необходимости дополнительной оплаты услуг (сверх запланированного договорами срока) не свидетельствует о наличии прямой причинно-следственной связи между возникшими у застройщика убытками и неправомерными действиями ответчика.

Причины неудачи и выводы

Рассмотренное дело наглядно показывает застройщикам, как тщательно надо готовить доказательства. Рассчитывать на успех можно только при соблюдении всех требований законодательства (в части консервации объекта строительства, монтажа кранов и другого оборудования) и при надлежащем оформлении всех документов, которые должны быть составлены в соответствующей ситуации.

Важно, что арбитры не отрицают возможность взыскания в качестве убытков сумм арендной платы за земельный участок и оплаты охранных услуг.

Неудача в данном случае, очевидно, вызвана тем, что застройщик не смог доказать приостановления работ по строительству и консервации объекта (нижестоящие суды установили факт выполнения работ в спорный период в соответствии с проектной документацией на строительство жилого дома).

Между тем в судебной практике имеются положительные для застройщиков решения. Так, Постановлением АС УО от 18.04.2017 № Ф09-1754/17 по делу № А71-2944/2016 в пользу организации были взысканы:

  • расходы на временное хранение готового к отгрузке товара;
  • суммы оплаты времени простоя по договору на проведение строительного контроля;
  • арендная плата за земельный участок;
  • расходы на охрану строительной площадки и электроснабжение.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/1008385.html

Решение суда об отказе выдачи разрешения на строительство и обязании выдать разрешение № 2а-4415/2017 ~ М-3049/2017

Признание разрешения на строительство незаконным

01

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу

02

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

8 800 350 85 78

03

Консультация по телефону
(Москва и область)

Дело № 2а-4415/2017                      (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Новгород                                                     (дата)

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Деминой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пирожковой Ирины Владиленовны к Департаменту градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода, Администрация города Нижнего Новгорода о признании незаконным, отмене решения от (дата). об отказе выдачи разрешения на строительство и обязании выдать разрешение,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обосновании заявленных требований указал следующее.

«(дата) г. Административным Истцом в соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г.

Нижнего Новгорода через муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода» было подано Заявление о выдаче разрешения на строительство следующего объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуального жилого дома, на земельном участке, расположенном по адресу: …, … на земельном участке с кадастровым номером №…, что подтверждается документом учета заявителя с описью документов заявителя: №… от (дата).

К заявлению от «(дата). были приложены следующие документы, предусмотренные ч. 9 ст.

51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: Заявление (оригинал) на двух листах в двух экземплярах, градостроительный план земельного участка (копия) на десяти листах в одном экземпляре, копия выписки из ЕГРН на трех листах в одном экземпляре, копия паспорта Пирожковой И.В. на двух листах в одном экземпляре, схема планировочной организации земельного участка (оригинал) в одном экземпляре, что подтверждается документом учета заявителя №… от (дата).

Заявление Административного Истца от (дата). было зарегистрировано «(дата) г. Сотрудником Центра приемки документов МКУ «МФЦ» “Б.С.А.” с присвоением ему регистрационного номера №… от (дата).

«(дата). Административным ответчиком было направлено письмо №… административному истцу с сообщением об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: …, … на земельном участке с кадастровым номером №… с указанием следующих оснований:

Срок действия предоставленного Административным Истцом градостроительного плана земельного участка истек (дата).

В представленных Административным Истцом документах отсутствует согласование строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с Центральным МТУ Росавиации и с НАЗ «Сокол»-филиала АО «РСК «МиГ»;

Заявление и схема планировочной организации земельного участка не содержат полный перечень кратких проектных характеристик для строительства объекта капитального строительства, необходимых для заполнения разрешения на строительство, форма которого утверждена приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата) №….

Административный истец считает Решение от «(дата) г. №… об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно противоречит ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца.

Истец считает данный отказ незаконным и подлежащим отмене в силу следующих оснований:

На основании ст. 209 ГК РФ Административный Истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием.

Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 и п.п. 4 п. 2, пунктов 3-6 ст.

56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами, и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Каких-либо ограничений и обременении, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке Административного Истца в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от (дата).

Частями 1 и 2 ст.

51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 51 статьи градостроительного кодекса РФ.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Основание, указанное в письме мне от (дата) №…, в ст. 51 ГрК РФ отсутствует.

В дополнение к вышеизложенному истец считает важным сообщить:

Источник: https://advocate-service.ru/sud-praktika/grazhdanskie-dela/iski-k-organam-gosudarstvennoj-vlasti/reshenie-suda-ob-otkaze-vydachi-razreshenija-na-stroitelstvo-i-objazanii-vydat-razreshenie--2a-44152017--m-30492017.html

Куда жаловаться на незаконное строительство и какой штраф?

Признание разрешения на строительство незаконным

Чтобы привлечь к правовой ответственности гражданина, проводящего строительство без разрешения, можно подать иск в суд, с требованием о запрещении возведения постройки, либо об ее сносе за счет застройщика. Также можно обращаться с жалобой в администрацию. Все это приведет к разбирательству, согласно Гражданскому или Уголовному Кодексу.

Но куда обратиться с жалобой на незаконное строительство недвижимости, если имеют место серьезные правовые нарушения? Тут вопрос решается в соответствии с УК РФ, и тут жалоба пишется в прокуратуру по статье 10 от 17 января 1992 года или к дознавателю, по вышеупомянутой части 1 статьи 159 УК РФ. При наличии состава серьезного преступления, заявление пишется на имя следователя ОВД РФ, в соответствии с частями 2 и 3, статьи 159 УК РФ. К слову, здесь поможет и статья про нецелевое использование земельного участка.

Что писать в жалобе на строительство без разрешения?

Кроме доказательных документов и бумаг, необходимо написать и оформить заявление в архитектуру о незаконном строительстве дома. В качестве инстанции-адресата может выступать прокуратура, мировой судья, кадастровая палата или местная администрация. Оформление документа будет одинаковым.

Исходить заявление о постройке без разрешения должно не от одного человека, а от коллектива, с максимально возможным количеством подписей. Только тогда эта бумага будет иметь силу при судебном разбирательстве.

Точной формы подобной жалобы нет, однако в ней должна содержаться следующая информация:

  • От кого исходит обращение. Например, от жителей отдельного дома или жилищного массива;
  • Кому обращено заявление. Кадастровая палата, архитектура, местный суд, администрация района или прокуратура;
  • Дата подачи жалобы. Стандартный пункт любого документа;
  • Причины подачи заявления. Среди самых распространенных вариантов — опасность, которую представляет сооружение для здоровья или жизни граждан, а также ущемление их прав. Наконец, отсутствие разрешения на возведение недвижимости у застройщика.

Для надежности, лучше сдать копию и оригинал бумаги, а также одну копию оставить на руках.

Что относится к объектам незаконного строительства?

Чтобы получить разрешение на сооружение того или иного объекта недвижимости, необходим целый пакет документов, вкупе с соответствующим заявлением. Их оформление — долгий, утомительный и затратный процесс.

Поэтому многие пытаются сэкономить время и силы, и пропустить этот момент. Как итог — привлечение к ответственности того или иного рода.

Но следует разобраться, при каких обстоятельствах те или иные объекты строительства считаются незаконными?

В случае постройки частного дома застройщик должен получить соответствующее разрешение в местной администрации, предоставив правоустанавливающие документы на земельный участок. За нарушения в этом случае гражданин может быть привлечен только к административной ответственности.

Для разрешения на постройку многоквартирного дома необходим значительно больший перечень бумаг из муниципальной администрации.

Основа — те же правоустанавливающие документы на участок, плюс согласие от всех остальных правообладателей строительства, справки от пожарной и санитарной инспекции, подтверждение проектной документации сооружения.

Если все эти нормы не соблюдены, строение подлежит немедленному сносу за счет ответчика.

Оформление пакета документов для сооружения коммерческой недвижимости на земельном участке — самая сложная задача. Тут требуются дополнительные выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, градостроительный план имеющегося участка, вся проектная документация, плюс указанные в предыдущих случаях документы. При несоблюдении всего этого, строение, опять же, подлежит сносу за счет самого застройщика.

Перечень случаев, когда строительство может быть признано незаконным:

  • Если здание, сооружение или другое строение было возведено на участке, не предназначенном для строительства.
  • При отсутствии разрешения на строительство со стороны соответствующих органов, которые должны соотнести запрос с градостроительными и строительными нормами.
  • У лица, осуществившего постройку, отсутствует разрешение на строительство от владельца данной территории и/или он не является ее владельцем.
  • Строительство осуществляется с применением незаконных источников доходов и рабочих ресурсов, или с нарушением ряда градостроительных и строительных норм. Это может включать сооружение незаконной пристройки в условиях сложившейся застройки.

Ответственность за незаконное строительство

Если проводимое строительство признается незаконным, то застройщика призывают к ответственности в соответствии с законом. В этом случае имеется три варианта исхода дела.

При гражданско-правовой ответственности застройщик привлекается по статье 222, пункт 2, ГК РФ. При этом незаконно возведенный жилой дом необходимо снести. Эту процедуру должен провести сам собственник, или же полностью оплатить снос объекта.

При административной ответственности налагается денежный штраф. Минимум составляет 1000 рублей, в случае наличия экологических, технический или проектных нарушений по статье 8.1 КоАП РФ.

Стандартный максимум — 10000 рублей, при постройке дома на земельном участка без права пользования. Также суд может взыскать по статье 8.

1 КоАП РФ до 1,5% от общей кадастровой стоимости земли и недвижимости.

Для привлечения к уголовной ответственности при незаконном строительстве должно иметь место мошенничество того или иного рода.

Самое меньшее, что ждет в этом случае ответчика — штраф, исправительные работы на срок до 240 часов или лишение свободы до 1 года по части 1, статье 159.4 УК РФ.

Следует помнить, что к данному виду ответственности владелец постройки может привлекаться только при планирующейся или проводимой предпринимательской деятельности на указанном участке.Погасить долг следует незамедлительно, так как предусмотрен рост штрафа при просрочке.

Штрафы за незаконное строительство

Если говорить о суммах штрафов при незаконном строительстве, то их размер варьируется в зависимости от вида возводимого сооружения, а также степени тяжести нарушений.

При несанкционированной постройке частного дома, все ограничивается 1000-5000 рублей и полной оплатой сноса строения. Но это если говорить про штраф за незаконную постройку на своем участке.

На чужом сумма может быть увеличена за счет компенсации в адрес владельца.

В том случае, когда объект незаконного строительства — это многоквартирный жилой дом, или же нарушение заключается в отсутствии прав на землю, сумма может возрасти до 10000 рублей.

В некоторых случаях взимается определенная часть от кадастровой стоимости сооружения — от 1 до 1,5%. И это логично – ответственность за незаконное строительство жилого дома должна быть выше, по очевидным причинам.

Если же застройщик допустил серьезные нарушения, которые могут привести к обрушению здания – его могут привлечь даже к уголовной ответственности.

Когда речь идет о постройке коммерческой недвижимости или мошенничестве того или иного рода — размер штрафа сильно вырастает. Тут суммы составляют около 0,5-1 миллиона рублей. Кроме того, собственник может быть привлечен к исправительным работам или лишению свободы, сроком до 1 года. Поэтому не всегда удастся отделаться просто штрафом за самовольное строительство.

Если же говорить про штраф за незаконное строительство юридическому лицу, то он значительно выше, если сравнивать с суммами, на которые могут оштрафовать физических лиц. Если обычные граждане за незаконное строительство должны выплачивать от 2 до 5 тысяч рублей, то юридические лица выплачивают от полумиллиона до одного миллиона рублей. Разница существенная.

Полезная статья? Тогда не забудьтеподписатьсяна наш канал, здесь еще много интересной информации!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c99ef9461fcd200b27e5b38/kuda-jalovatsia-na-nezakonnoe-stroitelstvo-i-kakoi-shtraf-5ca61dbd18430d00b31eee8c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.