Признаки юридической защиты прав граждан

Защита прав граждан

Признаки юридической защиты прав граждан

Защита прав граждан провозглашена в качестве обязанности государства в ст. 2 Конституции РФ. Деятельность по защите прав человека инициируется в связи с нарушением какого-либо права и имеет целью устранение препятствий в реализации прав, их восстановление и привлечении нарушителей к ответственности.

Правозащитная деятельность осуществляется на нескольких уровнях:

  • гражданами и их объединениями (некоммерческими организациями, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и т. д.);
  • органами местного самоуправления;
  • самими органами государственной власти (суды, прокуратура, органы исполнительной власти, омбудсмены, общественные палаты);
  • международными органами (Европейский суд по правам человека, Комитет против пыток и т. п. ).

Важным правозащитным институтом является адвокатура.

Защита прав населения

Конституция и федеральное законодательство предоставляют гражданам широкий перечень прав, свобод и берут под охрану множество интересов (так называемые законные интересы).

Все защищаемые законом права и интересы можно подразделить на группы в зависимости от субъекта – носителя права (предприниматели, женщины, инвалиды и т. д.

) или категории права (гражданские, семейные, трудовые и т. п.).

Защита прав человека

Говоря о защите прав населения, подразумевают такие базовые права, как право на жизнь, здоровье, сохранность личного имущества, достойные условия жизни.

Для обеспечения этих прав создается система защиты населения от чрезвычайных ситуаций; на органы местного самоуправления возлагается обязанность обеспечивать водоснабжение и водоотведение, оказание иных коммунальных услуг населению; в каждом регионе создается система гарантий по обязательному медицинскому страхованию.

Неисполнение региональными и местными властями обязанностей по обеспечению базовых потребностей человека может быть поводом обращения в вышестоящие органы власти, суд и прокуратуру.

Защита прав предпринимателей

По самым скромным подсчетам, государственный контроль в настоящее время осуществляется более чем 40 органами власти по 150 направлениям, т. е. субъекты бизнеса, в особенности малого и среднего, подвергаются большому административному давлению. Чтобы ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельностm, была создана система гарантий прав предпринимателей.

Нормативную основу защиты прав бизнеса составляет Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также ряд кодексов, специальные федеральные законы, постановления Правительства, ведомственные правовые акты (регламенты, методики проверок).

Защиту прав предпринимателей обеспечивают:

  • запрет «дублирующих проверок»;
  • запрет на установление требований самими контролирующими органами;
  • бесплатность контрольно-надзорных мероприятий;
  • запрет требовать нотариально удостоверенные копии документов;
  • запрет требовать при проведении выездной проверки документы, которые ранее уже были представлены в рамках документарной проверки;
  • участие хозяйствующего субъекта при проведении проверки;
  • возможность обжаловать результаты проверки и т. п.

Защита прав акционеров

Участие граждан в капитале акционерных обществ нередко также требует применения защитных мер.

Законодательством об акционерных обществах установлено равенство прав акционеров на участие в общем собрании акционеров с правом голоса, получение дивидендов и части имущества общества в случае его ликвидации.

К числу новых прав акционеров относится право знакомиться с документами общества (в частности, бухгалтерской отчетности, аудиторскими заключениями, отчетами оценщиков, протоколами общих собраний).

Защита прав акционеров при наличии в акционерном обществе корпоративного конфликта осуществляется по правилам главы 28.1 АПК РФ в арбитражном суде.

Защита прав инвесторов

В целях привлечения инвестиций (в том числе иностранных) в российскую экономику инвесторам предоставляется ряд прав, которые также поставлены под защиту. К числу элементов защиты прав инвесторов можно отнести:

  • равенство прав инвесторов;
  • возвратность инвестиций в случае сворачивания проектов;
  • возможность обжалования действий и решений органов власти;
  • нераспространение на капитальных и иностранных инвесторов новых законов, ухудшающих их положение;
  • защиту капитальных вложений от национализации и реквизиции.

Особые меры предпринимаются в целях защиты прав инвесторов – физических лиц и инвесторов – участников рынка ценных бумаг.

Защита прав дольщиков

Острым вопросом на протяжении всего времени действия Федерального закона от 30.12.

2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» остается предоставление участникам долевого строительства гарантий, аналогичных гарантиям для инвесторов.

Недобросовестные застройщики нередко использовали различные мошеннические схемы вроде «двойной продажи», срывали сроки сдачи жилых домов, а то и вовсе не заканчивали строительство.

Обманутых дольщиков в стране десятки тысяч (по официальным данным – 39 тысяч человек), что обусловило предоставление дольщикам ряда особых прав:

  • право на получение информации от застройщика;
  • право на неустойку в случае нарушения застройщиком сроков сдачи объекта;
  • право на включение требований, вытекающих из договора долевого участия, в первую очередь реестра требований застройщика-банкрота.

Защиту прав дольщиков призваны обеспечивать государственная регистрация договоров долевого участия, страхование ответственности застройщиков и созданный в 2017 году Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства (см.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ).

За счет средств названного фонда выплачивается возмещение гражданам – участникам долевого строительства, а также финансируется завершение строительства жилых домов, которые возводились с привлечением средств граждан.

Защита прав налогоплательщиков

Плательщики налогов, сборов и страховых взносов также могут рассчитывать на защиту своих прав в административном или судебном порядке.

К числу защищаемых прав налогоплательщиков можно отнести право на использование налоговых льгот, своевременное получение возврата излишне уплаченного налога, личное присутствие при проведении выездной налоговой проверки, получение налоговых уведомлений и актов налоговых проверок, налоговую тайну.

Более того, налогоплательщик вправе требовать от служащих налоговой инспекции соблюдения налогового законодательства и не выполнять незаконные требования налоговых органов. Действия и решения налогового органа могут быть обжалованы, а убытки, причиненные незаконными актами или действиями налоговых инспекторов, подлежат возмещению.

Защита прав продавца

Мы часто слышим о правах потребителя, однако права есть не только у него, но и у продавца. В силу того, что продавец является «сильной» стороной в договоре купли-продажи, право у него по сути только одно – это право получить полную оплату за переданный покупателю товар.

Поэтому потребность в защите прав продавца возникает в том случае, если покупателем не исполнена обязанность по уплате цены договора, в том числе при покупке в рассрочку.

В этом случае продавец вправе использовать такие способы защиты своего права, как отказ от договора купли-продажи и возврат проданной вещи (если покупатель уплатил менее половины ее стоимости).

Защита прав женщин

В настоящее время женщины имеют равные с мужчинами права, и в некоторых сферах (например, в избирательном процессе, образовании) эти права по большей части соблюдаются.

Потребность в защите прав женщин чаще всего возникает в сфере труда (женщины часто подвергаются дискриминации по признаку пола и семейного положения) и семейного насилия, однако в ряде регионов нуждаются в защите и права женщин на образование, добровольное вступление в брак и расторжение брака.

Защита прав несовершеннолетних

Несовершеннолетние также имеют ряд имущественных и неимущественных прав, которые нередко нарушаются, в том числе родителями, органами опеки и попечительства, должностными лицами.

Неимущественные права детей защищаются путем лишения или ограничения прав родителей, отмены усыновления, отобрания детей, а также устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Важной гарантией обеспечения прав как ребенка, так и родителей является судебный порядок применения большинства мер защиты.

При этом родитель, утрачивая право воспитывать ребенка, не утрачивает своих обязанностей содержать ребенка, наследственные права ребенка также не умаляются.

Важнейшее имущественное право ребенка – это право получать содержание от собственных родителей, которое может быть нарушено как уклонением родителей от содержания ребенка, занижением дохода, с которого уплачиваются алименты, так и злоупотреблениями родителя, который полученные алименты тратит на собственные нужды. Уплата алиментов путем единовременного предоставления имущества является весьма рискованной сделкой и должна применяться с осторожностью.

Институциональной основой защиты прав детей в семьях являются органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних.

Прокуратура как орган общей компетенции в сфере надзора за законностью и суды общей юрисдикции также могут быть отнесены к числу органов, защищающих права детей.

Специальным органом в сфере защиты прав детей являются Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и детские омбудсмены в субъектах Российской Федерации.

Защита прав инвалидов

К числу наименее защищенных граждан относятся инвалиды. Государственная политика в отношении инвалидов строится на принципах:

  • ответственности государства за причины и условия, повлекшие возникновение инвалидности, а также за уровень жизни инвалидов;
  • государственное обеспечение возможностей для достижения уровня жизни (в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни), аналогичного уровню жизни здорового человека;
  • формирование условий независимой жизни инвалидов;
  • признание за инвалидами всех прав, предусмотренных для граждан.

Защита прав инвалидов предусматривает создание среды, комфортной для них, а именно:

  • принятие и реализацию целевых программ социальной поддержки и реабилитации инвалидов (в том числе медицинской реабилитации);
  • обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
  • социальное обслуживание и установление региональных льгот и пособий различным категориям инвалидов, общественным объединениям инвалидов.
  • материально-техническое обеспечение инвалидов;
  • обеспечение занятости инвалидов, получения ими образования.

Мерами обеспечения жизнедеятельности инвалидов являются оказание медицинской помощи, обеспечение доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение жилой площадью.

Источник: https://pravop.ru/zashhita-prav-grazhdan/

Способы защиты гражданских прав

Признаки юридической защиты прав граждан
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Статьи по гражданскому праву » Способы защиты гражданских прав

Способы защиты гражданских прав – правовые меры, восстанавливающие нарушенные права, по которым выполняется соответственная мера наказания к правонарушителю.

Сущность комфортного существования прав человека – это их признание и защита. В правовом законодательстве РФ предусмотрено, что человеческие права находятся под охраной законодательства.

Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов национальной власти, регионального самоуправления, официальных и должностных лиц.

Гражданин имеет право требовать отстаивания своих прав в соответствующих инстанциях по правам человека, а после использовать все национальные средства правовой защиты.

Формы и способы защиты гражданских прав – правовые меры, восстанавливающие нарушенные права, по которым выполняется соответственная мера наказания к правонарушителю.

Защита гражданских прав опытным адвокатом

Помощь специалиста с 20 летним опытом!

Каждая личность имеет свои права, и ответственные органы обязаны создать для них защиту. Под определением «охрана гражданских прав» подразумевают мероприятия, направленные на предоставление нормальной правовой организации человеческого права. Они несут политическую, финансовую и правовую форму, направленную на создание комфортных условий для воплощения прав субъекта.

С учетом такого обширного понимания значения охраны законодательство дает более краткое определение этого положения. В таком случае к нему причисляют законодательные меры, направленные на признание гражданского права и на защиту его интересов. Чтобы не запутаться в терминах, узкое значение «охраны» – это «защита цивильных прав».

Правом на защиту можно назвать возможность пользоваться правоохранительной поддержкой, дабы восстановить свои нарушенные права. Критерии такой возможности провоцируют некие споры.

По стандартному положению, право на защиту – это составляющая часть гражданского права для требования восстановлений своих прав и свободу в их использовании.

Некоторые специалисты считают, что обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения – это его самое основное качество.

Такая возможность существует не параллельно с другими, закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями. Несмотря на некоторые различия, которые есть между этими двумя мнениями, столь важных расхождений между ними нет, так как в обоих случаях право на защиту рассматривается как обязательный элемент каждого гражданского права.

Способы и формы защиты гражданских прав

Есть несколько способов защиты гражданского права. В суде больший процент дел связан с имущественно-правовым аспектом. Основные способы защиты гражданских прав:

  • Обязательно-правовые – возмещение порченого имущества, возврат материальных ценностей по арендному контракту и т.п.
  • «Вещно-правовые» – восстановление правовых полномочий собственника, владеющего определенными вещами и устранение препятствий в их пользовании.
  • Иные – признание недействительности сделки, защита имущественных прав владельца.

По таким признакам выделяется классификация способов защиты гражданских прав:

  • фактические воздействия субъектов, которые носят признаки самозащиты гражданских прав;
  • меры оперативного влияния на нарушителя прав;
  • меры правоохранительных органов.

Что касается формы защиты субъективных прав, то в функционирующем законодательстве нет таких понятий, как «форма», «порядок» или «способ» защиты.

В юридических положениях по этому поводу имеется множество разногласий. Под термином «форма защиты» подразумевается «комплекс внутренних согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав, протекающих в рамках единого правового режима и осуществляемых надлежаще уполномоченными органами, а также самим носителем права».

Формы защиты бывают юрисдикционные, неюрисдикционные и смешанные:

  • Юрисдикционная форма защиты – это деяния ответственных органов по защите оспариваемых или нарушенных прав. Сущность в том, что субъект с нарушенными правами обращается в компетентные органы с целью получения защиты. Затем уже ответственные инстанции принимают меры для пресечения правонарушения.
  • Неюрисдикционная форма защиты состоит в том, что граждане получают защиту своих прав, не обращаясь в суды или вышестоящие инстанции.
  • Смешанный – управленческо – судебный метод защиты нарушенных прав предполагает, что прежде чем подавать иск, заявитель (истец) должен направиться с жалобой в госорган.

Подразделение способов защиты прав в зависимости от содержания юридических действий

В зависимости от содержания юридических деяний, способы прав защиты делятся на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые представляют собой систему защиты, которая работает в соответствии с охраной материального права.

Процессуальные – это те права, которые рассматриваются тем или иным органом по защите оспариваемым или нарушенных прав и интересов, которые предусмотрены соответствующим законодательством. В соответствии с поставленными целями, материально-правовые типы защиты прав разделяют на штрафные и восстановительные.

Также классификация может проводиться в зависимости от вида прав, которые подлежат защите, характера и условий отраслей принадлежности. Субъект с нарушенными правами может воспользоваться не любым, а одним определенным способом защиты.

Как правило, этот способ определяется законом, который регламентирует гражданские отношения. К примеру, собственник, который лишен владения своей собственности противозаконным путем, вправе требовать эту собственность, в соответствии со ст.

307 ГК РФ.

Подразделение способов защиты прав в зависимости от поставленных целей

Порядок и способы защиты гражданских прав:

  • Оглашение сути права
  • Возобновление расположения, которое было до факта нарушения
  • Признание недействительности сделки
  • Самозащита права
  • Возмещение нанесенного урона
  • Требование оплатить неустойку
  • Оплата моральной компенсации
  • Частичное или полное прекращение правовых отношений
  • Неприменение судом акта государственного или местного управления, если он противоречит закону
  • Другие способы, соответствующие законодательству.

Понятие, исчисление и виды сроков осуществления и защиты гражданских прав

Срок защиты прав – один из самых важных аспектов. При подаче иска, в соответствии со статьей 199 ГК РФ, суд имеет полное право отказать в его удовлетворении, в том случае, если истек срок.

Исковая давность – это период времени, в течении которого субъект имеет право потребовать защиту своих прав. Срок воплощения цивильных прав обусловливается ст. 196 ГК РФ – три года.

Не на все требования распространяется система срока давности. Это касается вопросов:

  • О выдаче банковских вкладов
  • О защите нематериальных благ
  • Об устранении нарушений права собственника, если нарушения не связаны с лишением собственности
  • О возмещении вреда, нанесенного здоровью или жизни человека. Особенности каждой правовой ситуации расписаны в статьях ГК РФ.

Сроки делятся на три категории:

  • Правообразующие
  • Правоизменяющие
  • Правопрекращающие

По статье 223 ГК по общим правилам, в тот момент, когда ценности передаются, вступает в силу право собственности. Тогда, когда срок начинается и заканчивается, субъективные права и обязанности могут меняться.

К примеру, при просрочке передачи или приемки результата работы в договоре подряда риски случайной гибели материалов и самого результата все обязательства по работе переходят на сторону, допустившую просрочку (ст.

705 ГК).

Правопрекращающие сроки приводят к остановке обязанностей и прав.

Так, если кредиторы наследодателя не огласят свои претензии в течении полугода со дня оглашения наследства, эти претензии будут считаться закрытыми.

По своему характеру сроки разделяют на:

  • Императивные (точно обусловленные законодательством), которые не изменяются по желанию сторон, в соответствии с ст. 196 ГК.
  • Диспозитивные – это сроки, которые можно изменять по договору сторон. К примеру, должник обязан выполнить действия до определенного срока, но по договоренности можно это сделать раньше или продлить срок выплат.

Также сроки разделяются на неопределенные, абсолютно определенные и относительно определенные, общие и специальные.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Не доходят письмя в фонд капремонта г. Владивостока, приходит смс, что не правильный адрес, но адрес с квитанции, что делать ???

Роман26.11.2020 01:40

Добрый день!

Попробуйте уточнить адрес по телефону, либо обратитесь в жилищный отдел администрации вашего города.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП – Москва№1 в рейтинге адвокатов России – top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону

Телефон для записи +7 (499) 995-18-31

Максимова Людмила Сергеевна26.11.2020 08:07

Задать дополнительный вопрос

Приведите пример эффективного редкого способа защиты гражданских прав

Булатова Виктория25.09.2020 09:31

Добрый день.

Опишите ситуацию, пожалуйста, чтобы вам была дана качественная точная консультация.

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

Чашин Константин Викторович25.09.2020 10:13

Задать дополнительный вопрос

Совок оформил кредитный доктор,и отказывает в расторжении договора,при этом услуга не выполняется,требуют оплату,передают коллекторами! Как себя защитить от этого наглого развода на деньги,и не платить?

Виктор06.03.2019 07:34

Здравствуйте! Для качественной консультации необходимо ознакомиться с договором и выяснить правомерны ли действия банка. Можете обратиться в нашу компанию, предварительно записавшись к нашим специалистам по телефону, указанному на сайте. Скидка по промокоду “МИП” 50%.

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Ицков Дмитрий Игоревич06.03.2019 11:38

Задать дополнительный вопрос

Да, мало информации.

Шафир Михаил Семенович07.03.2019 14:25

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/sposoby-zashhity-grazhdanskih-pr.html

Юридическая защита прав и свобод граждан

Признаки юридической защиты прав граждан

В каком бы государстве не находился человек, он всегда остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.

Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства (ст.2), а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Права и свободы человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов РФ, деятельность законодательной и исполнительной власти, МСУ.

Ст. 19: Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка.

Основным гарантом прав и свобод граждан в РФ является Президент РФ, юридическую защиту прав и свобод осуществляют также:

1.Комиссия по правам человека при Президенте РФ;

2.Комиссия по рассмотрению вопросов гражданства;

3.Уполномоченный по правам человека в РФ (ФКЗ №-1 «Об уполномоченном по правам человека в РФ»);

4.Правительство РФ и судебные органы.

Гражданин имеет право обжаловать действия, нарушающие его права и свободы в соответствии с законом «Об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993.

Права человека – мера возможного поведения лица, как участника общественных отношений, вне зависимости от того, где возникают эти отношения.

Свободы человека – наличная возможность для самореализации лица, не требующая строгой правовой регламентации со стороны государства.

Конституционные права и свободы – наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую силу. Перечисление в КРФ основных прав человека не может толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод (ст.55).

Совокупность этих прав свобод и обязанностей составляют конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Средств и методов защиты:

à Конституционно-судебный механизм (Конституционный Суд).

à Судебная защита (суды общей юрисдикции).

à Административные действия органов исполнительной власти.

à Законная самозащита человеком своих прав.

à Международно-правовой механизм.

Сегодня уже общепризнанно, что права человека находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации. В этой области действуют следующие нормативно- правовые акты:

à Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48,

à Международный пакт о гражданских и политических правах (1966),

à Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966),

à Конвенция против пыток и других бесчеловечных видов обращения (1984),

à Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в К РФ (часть 1 ст. 17).

Гарантии соблюдения и защиты прав человека предоставляются законом, конституцией или условиями международного договора.

Права человека, которые гарантированы законом, обеспечивают ему защиту лишь от исполнительной власти, а закреплённые в конституции или в признаваемых принципах и нормах международного права – и от власти законодательной.

Но КРФ, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на её основе других законодательных актах существенным образом не определён.

Классификация прав и свобод граждан:

üЛичные права: право на жизнь, достоинство личности охраняется государством, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, свобода мысли и слова.

üПолитические права и свободы: свобода печати и информации, право на объединение, право на мирные собрания и публичные манифестации, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным.

à Экономические, социальные и культурные права: право на экономическую деятельность, право частной собственности материнство и детство, семья находятся под защитой государства, право на соц.обеспечение, каждый имеет право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и др.

à Трудовые права и свободы: право на труд, право на отдых и др.

Все права в гл.2 (ст17-64) К РФ Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

Защита прав и свобод – обязанность государства. Конституция РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законами (ч.2 ст.45 КРФ).

Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение РФ (регулирование и защита), так и совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет основное назначение судебной системы.

Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод –способы самозащиты: обжалование действий должностных лиц, обращение в СМИ, использование правозащитных организаций и общественных объединений.

Судебная защита – Конституция РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод (ст.46).

Международная зашита – Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод (ч.3 ст.46), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Возмещение вреда – согласно ст.53 КРФ «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов гос. власти или их должностных лиц».

Неотменяемость прав и свобод – ч.2 ст.55 КРФ устанавливает, что в РФ законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Конституционные гарантии правосудия – гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности(ст.49), запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, право потерпевших, гарантия от самообвинения.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.

Защита прав и свобод – обязанность государства. Конституция РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение РФ (регулирование и защита), так и совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет основное назначение судебной системы.

Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Исходя из ст.2 Конституции РФ, человека, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Отметим что это единственная обязанность Российского государства, которая прямо установлена в конституционном порядке.

Основы юридической защиты прав и свобод граждан РФ отражены в Конституции РФ. В ней установлены следующие такие принципы:

формально-юридическое равенство (ч.1 ст.19)

неотчуждаемость прав человека (ч.2 ст.17)

обеспеченность прав и свобод правосудием (ст.18)

недопустимость дискриминации по любому основанию (ч.2 ст.19)

гарантированность государственной защиты прав и свобод граждан (ч.1 ст.45)

гарантированность судебной защиты прав и свобод человека (ч.1 ст.46)

самозащита гражданами своих прав и свобод всеми, не запрещенными законом средствами (ч.2 ст.45) (индивидуальная защита (ст.33) и коллективная защита (ч.1 ст.30)

право на защиту прав и свобод в межгосударственных правозащитных органах (ч.3 ст.46)

Источник: https://studopedia.su/16_8656_yuridicheskaya-zashchita-prav-i-svobod-grazhdan.html

5.3. Обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов граждан

Признаки юридической защиты прав граждан

В Конституции РФ (ст. 45) закреплено, что “государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Здесь же зафиксировано, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”.

Охрана прав граждан осуществляется в двух главных направлениях:

1) от преступлений, правонарушений и иных неправомерных действий других граждан;

2) от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит особая роль в защите прав граждан от неправильных действий как субъектов государственной власти и органов местного самоуправления, так и граждан.

К основным средствам защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма и некомпетентности в деятельности должностных лиц и органов относятся:

1) четкая организация и работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций);

2) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам (адвокатура, профсоюзы, средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.д.);

3) активная деятельность самих граждан. В этом случае гражданин имеет право на необходимую самооборону.

Административный порядок обжалования решений и действий представляет собой широко распространенный способ защиты публичных прав и свобод. Суть данной формы состоит в использовании принципов субординации, подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим.

Административная жалоба является составляющей единого административно-правового института – института обращений граждан, так как наряду с жалобой понятие “обращение” включает и другие формы государственно-общественного взаимодействия: предложения, заявления, ходатайства, коллективные обращения, петиции.

Обращение граждан в органы публичной власти (государственные, муниципальные, общественные) является важным средством осуществления и охраны публичных прав, свобод и законных интересов личности, укрепления связей аппарата управления с населением, существенным источником информации, необходимой для решения текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Жалобы – это обращения гражданина в государственные или иные публичные органы и к их должностным лицам по поводу восстановления его публичных прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной (публичной) власти, их должностными лицами.

По своим юридическим свойствам и процедурам разрешения жалобы граждан могут быть дифференцированы на два вида:

1) административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная, или точнее – по общему праву и на основе специальных норм. Общее право жалобы, которым обладают все граждане, реализуется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ и включает в себя:

– право на административное обжалование;

– право на судебное обжалование.

Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время.

Общее право на административное обжалование реализуется в порядке, определенном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

В соответствии с данным Законом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Круг лиц, имеющих право подать общую жалобу, не ограничен.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которого обжалуются. Передача жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которых подана жалоба, запрещается.

Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные.

Предмет жалобы – не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные действия (несправедливость в решении вопросов, отсутствие должной честности, бестактность, невнимание к критическим замечаниям, использование устаревших приемов в работе, необоснованный выбор площадок для нового строительства и т.д.). Следует отметить и отсутствие ограничений к срокам, повторности, субъекту и форме административной жалобы. То есть срок подачи не ограничен, равно как не ограничено и число обращений как в один и тот же уполномоченный разрешить жалобу орган, так и в иные публично-властные органы.

Субъектом, подающим общую административную жалобу, может выступить как гражданин лично, так и его представители, а также группы лиц, коллективы, юридические лица. Кроме того, жалоба может быть подана как в письменной, устной, так и в электронной форме.

Жалоба должна:

1) быть составлена на русском языке или на государственном языке субъекта Федерации;

2) быть подписана лицом, ее подающим;

3) содержать полностью указанные фамилию, имя, отчество;

4) раскрывать предмет жалобы, с указанием дат, фактов, участвующих лиц и др.;

5) иметь некоторые реквизиты лица, обратившегося с жалобой, – почтовый адрес (адрес места жительства или пребывания) или координаты места работы или учебы.

В соответствии с ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” анонимные обращения, заявления и жалобы не рассматриваются.

В Законе определено общее правило сроков – поступившие документы рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях на основе ст.

12 срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем жалобщик должен быть обязательно уведомлен.

Во всех случаях органы, рассматривающие административную жалобу, обязаны извещать обратившуюся сторону и давать мотивированный ответ.

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, положении о порядке рассмотрения трудовых споров, КоАП РФ и в некоторых иных.

Основание подачи специальной жалобы должно быть определено соответствующими правовыми нормами, а лицо, обращающееся с жалобой, – признано правомочным для такого обращения.

К форме специальной жалобы предъявляются более жесткие требования:

– к рассмотрению принимаются только жалобы, поданные в письменной форме;

– жалобы должны иметь все требующиеся сведения об адресате;

– предмет жалобы должен быть подтвержден соответствующим документом.

Право специальной жалобы не исключает возможности альтернативного обжалования.

Так, военнослужащие вправе отстаивать свои права, свободы и интересы либо посредством подачи специальной жалобы в соответствующие военные органы или военным должностным лицам в порядке подчиненности, либо, используя конституционное право общей жалобы, обращаться непосредственно в суд.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок реализации данного права предусмотрен Законом РФ от 27 августа 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” .

——————————–

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 19. Ст. 685.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

– нарушены права и свободы граждан;

– созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

1) действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

2) действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Иной порядок судебного обжалования в отличие от предусмотренного Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” установлен, например, ст. 75 ФЗ от 12 июня 2002 г.

“Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” , ст. 259 ГПК РФ в отношении судебной защиты избирательных прав и права на участие граждан в референдуме.

——————————–

СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” предусмотрено, что жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще оформленной представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

– три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

– один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительный причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия, или объединения, общественного объединения или должностных лиц, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявшие решение), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решения суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, а также гражданину, не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Жалобы гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства, т.е. в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ, с учетом особенностей, установленных Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

По смыслу указанного Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение. При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменять обжалуемое решение вообще.

Такое право суда не вытекает из законодательства.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/obespechenie-zaschita-prav-svobod-zakonnyih-44435.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.