Приватизация земли в россии

Содержание

Важные правила и пошаговая инструкция, как приватизировать землю под частным домом

Приватизация земли в россии

Приватизация земельного участка – это возможность совершенно бесплатно стать собственником земли, которая принадлежит государству или органам местного самоуправления.

Для правильного проведения процедуры необходимо знать действующее законодательство, сложившуюся практику и условия приватизации в облегченном варианте.

О том, как приватизировать землю под частным домом, расскажем в статье.

Основные понятия и законодательная база

На сегодняшний день процедура приватизации регулируется федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Что означает приватизация по закону № 178-ФЗ: это возмездная передача имущества государства и муниципалитетов в собственность физлиц и юрлиц.

На практике получается следующая ситуация: человек владеет и пользуется земельным участком, принадлежащим государственным или местным органам власти. Владение и пользование осуществляются на основании какого-то документа – распоряжения о выделении в пользу лица земли, договора бессрочного пользования, пожизненного владения и пр.

Но без права собственности владелец участка не может распоряжаться им:

  • передать по наследству;
  • подарить;
  • продать;
  • обменять;
  • заложить и пр.

Чтобы получить все эти права, необходимо оформить участок в собственность, т. е. приватизировать. Несмотря на наличие в законодательном определении слова «возмездная», стать собственником земли можно не только платно, но и бесплатно.

Платная процедура касается в основном коммерческих земель – предназначенных для ведения хозяйственной деятельности. А земли некоммерческого типа, как правило, передаются муниципалитетами безвозмездно при соблюдении всех правил приватизации.

Каких земель это касается:

  1. Предназначенные для ИЖС.
  2. Садоводческие, огороднические, для ведения личного хозяйства.
  3. Гаражно-строительные и пр.

С 2006 года действует т. н. «дачная амнистия» – упрощенный порядок бесплатного оформления земель физлицами. Такой порядок действует в соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 года.

Не все виды земель, которые попадают под приватизацию, далее можно использовать для строительства полноценного жилого дома. На некоторых позволяется возводить дачи, а на некоторых только движимые объекты (гараж, вагон и пр.).

Невозможно приватизировать земли, которые не предназначены для владения, пользования и распоряжения частными лицами. Эти территории изъяты из оборота либо ограничены в обороте:

  • лесного и водного фонда, заповедников;
  • оборонные, стратегического назначения;
  • зон отчуждения;
  • используемые для нужд связи, транспорта и т.д.

Например, муниципалитет не вправе передать физическому лицу участок вдоль железной дороги для огородничества, садоводства и, тем более, возведения жилого дома.

Если же такая ситуация произошла и даже проведена приватизация, то градостроительные органы власти вправе признать действие незаконным и признать все постройки и объекты на земельном участке незаконными с дальнейшими неприятными последствиями.

Субъекты приватизации и виды прав

В текущем законодательстве нет ограничений для физических лиц, желающих приватизировать землю или иную недвижимость. Любой гражданин может обратиться в органы власти для оформления участка и объектов на нем в частную собственность.

Основанием для обращения являются любые землеотводческие документы, выданные административной службой, специализирующейся на распределении земель из фонда муниципалитета либо государства.

Право собственности по результатам процедуры может быть:

  1. Единоличным – на 100% принадлежать одному лицу.
  2. Совместным – принадлежать кругу лиц на общих правах без выделения конкретных долей.
  3. Долевым – у каждого совладельца обозначена доля в числовом значении или в натуральной форме, например, в кв.м.

Бесплатная процедура: для кого и почему?

Безвозмездное отчуждение государством и муниципалитетами земли в частный сектор производится в отношении участков, приобретенных гражданами по федеральному закону № 137-ФЗ от 25 октября 2001, по которому вступил в силу Земельный кодекс России.

Под безвозмездную приватизацию попадают владельцы участков, полученных до 2001 года для:

  • ИЖС;
  • личного подсобного хозяйства.

Любые участки для:

  • дачного хозяйства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Также в процессе участвуют участки, принадлежащие гражданам на основании права пожизненного владения или постоянного пользования, а на участке находится жилая недвижимость с зарегистрированным правом собственности;

Сроки бесплатной приватизации несколько раз продлевались, а в последней редакции закона № 178-ФЗ безвозмездная передача земель муниципалитетов и госорганов в руки физлиц стала бессрочной.

При этом упрощенный порядок оформления документов («дачная амнистия») на участки действует до 1 марта 2021 года.

Общий порядок

Алгоритм действий сводится к следующему:

  1. Сбор и подготовка документации.
  2. Подача пакета документов с заявлением в соответствующий орган власти.
  3. Ожидание результата. Возможно, дополнение пакета новыми документами, если таковые требуются.
  4. Получение ответа – положительного или отрицательного.
  5. Если ответ отрицательный, по желанию его можно обжаловать в суде и подавать апелляции вплоть до Верховного суда России.

Подготовка документации

Основные документы для приватизации земли:

  1. Паспорт. Оригиналы и копии от всех совладельцев.
  2. Заявление. В МФЦ составляется специалистом. В администрации муниципалитета заполняется шаблонно, в произвольной форме.
  3. Правоустанавливающие документы. Договор наследуемого владения, бессрочного пользования, аренды, распоряжении о выделении участка и т. д. – все документы, подтверждающие права владения и пользования.
  4. Технический план. Изготавливается кадастровым инженером на основании межевого плана. Следовательно, сначала нужно произвести межевание, а потом заказать техплан. Выбрать кадастрового инженера нужно из организаций, занимающихся геодезией и пр. согласно законодательству РФ.
  5. Выписка из ЕГРН. Заменила кадастровый паспорт. С 2015 года кадастровые паспорта не выдаются, вместо них – общая выписка из ЕГРН. Заказать можно в МФЦ, онлайн через сайт Росреестра. Если участок не стоит на кадастровом учете, то постановка будет производиться одновременно с регистрацией права собственности.

При использовании «дачной амнистии» достаточно заявления, паспорта и правоустанавливающих документов. Остальные сведения Росреестр запросит самостоятельно из имеющихся баз данных в межведомственном обмене информацией.

Если процедура производится через администрацию, то список бумаг будет шире, причем каждый муниципалитет вправе выдвигать собственные условия передачи своего имущества в частные руки, например, срок владения землей. Соблюдение условий, разумеется, потребуется документально подтвердить. Большую часть справок и архивных данных можно запросить в МФЦ.

При административном методе приватизации часто от членов семьи и владельцев соседних участков требуется присутствие, когда заявитель сдает документацию для долгожданной приватизации.

Куда обращаться?

Есть 3 способа приватизировать землю:

  1. Упрощенный – производится Росреестром. Достаточно представить землеотводческие документы (при наличии – все иные документы на землю) в МФЦ, заполнить заявление, уплатить госпошлину за регистрацию прав.

    Для использования упрощенного порядка не требуется заранее разграничивать землю. Все технические операции можно произвести после внесения записи в ЕГРН и получения выписки о переходе права собственности.

  2. Традиционный – для тех, кто не может воспользоваться «дачной амнистией», – через администрацию муниципального образования. Более трудоемкий и длительный процесс.

    Требуется произвести геодезическую съемку, межевание, получить технический план, добиться согласия от соседей на установление границ, иногда – членов семьи, например, супруга, а также учесть интересы детей.

    По итогам заключается договор приватизации с муниципалитетом. Договор является правоустанавливающим документом для последующей регистрации перехода прав через Росреестр.

  3. Судебный – при невозможности добиться результата предыдущими способами. Судебная практика по вопросам приватизации земли в России богатая, но разрозненная, не обобщенная.

    Зачастую суды разных регионов принимают собственные, отличные от судебной практики других территорий решения. Для выигрыша необходима качественная подготовка, желательно – включение в процесс юриста, специализирующего именно на земельных правоотношениях.

Межевание

Межевой план при обращении в МФЦ необязателен, но по желанию его можно получить перед началом приватизационного процесса. Этот план отражает границы участка, определяет его площадь и примерные идентификационные данные.

Если вы собираетесь заключать договор приватизации напрямую с администрацией, то межевой план должен быть готов заранее. Как и где его заказать:

  1. Необходимо обратиться в лицензированную геодезическую фирму, где есть аттестованные кадастровые специалисты. Бесплатно – через специалистов муниципалитета.
  2. В фирму представляются все имеющиеся документы на участок. Составляется договор.
  3. Инженеры выезжают на территорию надела и осуществляют топографическую съемку, замеры, получают согласие соседей и пр. По итогам составляются проект межевания, согласие соседей, результаты топографической съемки, обозначения координат и границ. Готовится конечный план.
  4. Межевой план в виде чертежа с текстовыми пояснениями выдается владельцу надела. Готовый документ подается в МФЦ для постановки участка на кадастровый учет и присвоения кадастрового номера, который будет в дальнейшем основной характеристикой земли.

При постановке объекта на кадастр, он оценивается и получает определенную кадастровую стоимость. Гражданин вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земли, если считает ее завышенной.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит согласно федеральному закону № 218-ФЗ от 2005 года, путем созыва специальной комиссии при Росреестре.

Когда будет ответ?

Если соискатель подал заявление в МФЦ, то ждать результат нужно до даты, которую озвучит регистратор в окне приема. При обращении в муниципалитет срок может растянуться на месяц и более.

Через суд процедура зависит от скорости рассмотрения дела, наличия отводов по делу и пр. Отказ можно обжаловать в суде общей юрисдикции.

Получение результата

Результатом обращения в МФЦ станет выписка о государственной регистрации перехода права собственности. Она заменяет свидетельства, которые повсеместно выдавались прежде.

Является содержательной, а при утрате легко получить повторно. Выписка о праве собственности предоставляется строго заявителю.

Положительным результатом обращения в администрацию станет договор приватизации между физлицом и муниципалитетом. С этим договором необходимо явиться в МФЦ и зарегистрировать его, а также переход прав.

Сроки и стоимость

В среднем приватизация земли растягивается на 4-5 месяцев. Важно учитывать такие сроки тем физлицам, которые хотят воспользоваться «дачной амнистией».

Несмотря на бесплатную передачу имущества в частный сектор, приватизация земли имеет издержки на:

  • оплату госпошлины за регистрационные действия – установлены НК РФ; за земельный участок пошлина составляет 350 руб., за объект на нем – 2 000 руб.;
  • услуги геодезистов по межеванию – тарифы различных организаций отличаются, но не менее 10 000 руб.;
  • заказ дубликатов различных документов и пр.;
  • оплата иска и судебных издержек – если соискатель обращается в суд.

Что делать, если жилой объект приватизирован, а земельный участок нет?

Если заявитель хочет получить в собственность участок, на котором расположен жилой объект, уже оформленный в Росреестре, то нужно:

  • собрать документы на дом, аналогичные тем, что готовились по земле;
  • подать весь комплект в органы власти – МФЦ, администрацию;
  • ожидать результат.

Следовательно, существенных отличий с порядком оформления пустой земли нет. Согласно сложившейся практике при установлении границ участка, на котором расположен объект жилой недвижимости, за ориентир берутся данные землеотводческого документа и необходимый минимум для беспрепятственного пользования

Можно ли оформить находящийся в аренде ЗУ?

Арендованные участки приватизируются по тому же принципу, что описан выше.

Отказы

Органы власти вправе выдать отрицательный ответ по заявлению лица. Отказ в приватизации должен быть мотивированным. Не допускается препятствовать приватизации земельных участков без обоснования принятого решения.

Какие могут быть причины:

  • ошибки и противоречия в документах;
  • обнаружение, что участок не принадлежит к тому виду разрешенного пользования, который указан в документах;
  • нет права на приватизацию;
  • не соблюдены иные условия муниципального образования и пр.

Если получен отрицательный ответ, то его можно и нужно обжаловать через суд. Желательно нанять для защиты своих интересов опытного юриста – специалиста по вопросам приватизации именно земельных наделов.

по теме статьи

О приватизации земельных участков расскажет видео:

Заключение

Приватизация земельных участков – процесс передачи имущества муниципальных образований или региональных властей в собственность частного сектора. Она может быть бесплатной и возмездной. Бесплатная процедура не имеет сроков – каждый гражданин вправе воспользоваться ей в удобное время.

Однако срок истечения установлен для «дачной амнистии», т. е. упрощенного порядка приватизации для физлиц. Воспользоваться «амнистией» можно до 1 марта 2021 года.

Результатов успешной приватизации является выписка из Росреестра о переходе права собственности – от муниципалитета к частному лицу.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kak-privatizirovat-pod-chastnym-domom

Приватизация земельного участка

Приватизация земли в россии

Существует закон, согласно которому гражданам Российской Федерации, можно бесплатно приватизировать участки земли. Этот закон действует достаточно давно, но не все люди за этот период смогли приватизировать свою бесплатную земельную площадь.

Вопрос по бесплатной приватизации земли стал актуальным с 2001-го года, вследствие принятия Земельного кодекса. Приватизация касается обычных граждан, которые получили на это право.

Большинство людей уже успешно используют свои наделы, но для тех, кто только собирается, следует разобраться в процедуре и механизмах ее передачи и распределения.

Приватизация — это собственно передача земельных участков из муниципальных или государственных организаций в право собственности обычных людей.

Действие по приватизации одного бесплатного участка производится всего один раз в жизни. В остальных случаях земля покупается или берется в аренду.

Не стоит переживать тем, кто не успел выполнить данную процедуру, согласно новому закону возможность продлена до 1 марта 2020 года.

Существуют случаи, при которых строго запрещается приватизировать земельные участки.

  • При отсутствии документации указывающей о территориальной границе.
  • Некоторые зоны, к которым относятся лесные хозяйства, заповедные зоны и участки охраняемые местными государственными структурами. Использование земли должно быть отмечено в документации.
  • Загрязненные химическими или радиационными веществами территории.

Законом строго запрещается приватизация таких земель, и не существует ни одного основания для разрешения их использования в частной собственности.

Нужно помнить что приватизация — это бесплатная процедура, но существуют небольшие расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оформлением некоторых документов.

Бесплатность в данном случае не означает, что вам не придется брать на себя никакие расходы. В стоимость войдет цена за выписку из реестра и оформление кадастрового паспорта. В целом придется потратить примерно от 2500 – 5000 руб.

Оплата, конечно, разнится в зависимости от региона оформления.

Конечно возникает логичный вопрос, как и на чем можно сэкономить при этой процедуре. Смотря какого рода экономия вас интересует. Она может быть денежной или экономией времени.

Тут свою помощь начинают предлагать посредники «как бы» занимающиеся решением ваших дел, конечно же, за отдельную плату.

Но практика показывает, что таким образом не только невозможно сэкономить, но и более того — это повлечет за собой множество дополнительных расходов, не говоря уже об отсутствии надежности фирмы, с которой вы будете иметь дело.

Стоит понять, что приватизация — это не слишком затратная процедура, чтобы передавать ее в руки сомнительных организаций. Самым дешевым и надежным способом будет самостоятельное выполнение требований. А если возникнут проблемы, можно дополнительно привлечь адвоката или просто пройти у него консультацию.

Приватизация может быть двух видов платной, либо бесплатной.

Чтобы осуществить оформление бесплатной приватизации, вам нужно:

  1. Подать, на имя руководителя территориальной администрации заявление и предоставить полный пакет документов.
  2. Подождать две недели пока оно будет рассмотрено, при условии что не были утеряны никакие бумаги из предоставленных.
  3. В случае одобрения вы имеете право бесплатно приватизировать земельный надел.

Скачать бланк заявления на приватизацию земельного участка

Проведение платной приватизации происходит так:

  1. Специальные органы проводят экспертизу участка, который вы хотите приватизировать;
  2. После чего устанавливают на него стоимость;
  3. Вы возлагаете при этом, на себя расходы по оформлению бумаг;
  4. Дальше ждете около месяца, пока не закончится рассмотрение дела;
  5. Следующим пунктом, будет подписание договора купли-продажи, и участок переходит в ваше частное пользование.

Для проведения процесса получения участка нужно собрать такой пакет документов:

  • заявление;
  • если участок уже был получен под бесплатное использование требуется обращение в виде подачи заявления о прекращении такого права;
  • иметь при себе паспорт гражданина РФ;
  • если вы как заявитель находитесь в браке нужно согласие супруга в документальном виде;
  • бумага подтверждающая, что вы являетесь законным правообладателем на землю;
  • кадастровый паспорт, а также выписка из реестра, полученная для этого участка;
  • в случае если подающий документы гражданин является представителем многодетной семьи, нужно предоставить документ который мог бы это подтверждать;
  • И последнее что вам нужно иметь при себе во время подачи документов — это подтверждение особой категории граждан согласно статье 39.5 Земельного кодекса.

Если вы решили заняться приватизацией, вам следует учесть сложности с которыми придется столкнуться при совершении данной процедуры. Основные сложности возникающие у оформителей:

  1. Ошибки в размерах участков выданных ранее
    Первая проблема с которой вам придется столкнуться, состоит в том, что за весь срок выдачи угодий, происходили неточности в регистрации. А тем более сбои связаны с теми распределенными участками, которые выдавались в 90-е. Государство спешило выдать всем желающим их землю, в результате появились частые ошибки в размерах наделов, что создает дополнительные сложности в получении.
  2. Пропуск сроков
    Если вы не успеете оформить землю до 1 марта 2020 года, скорее всего вам придется выкупать ее по реальной стоимости.
  3. Нет документов на землю
    Если вы, как пользователь дачным участком, не владеете нужными земельными документами, то вам придется либо поднимать земельные архивы в соответствующем комитете либо идти в суд. Не получится выполнить процедуру без наличия документов.

Помните, если вам отказали при оформлении приватизации, орган обязан предоставить вам документы, где это указано и заверено печатью.

Существует достаточное больше количество причин для отказа в предоставлении земли со стороны государственных органов:

  • Если земля уже распределена под строительство школ, детских садов или дорог общественного значения;
  • В случае предварительной резервации участка для армейских целей;
  • Может случится что владелец земли, в данном случае государственный орган, не имеет права передачи под приватизацию;
  • Земельный надел может иметь не четкие размеры, в связи с ошибкой в документе;
  • Отказ при попытке подачи поддельных документов или паспорта;
  • В случае если земля уже отдана в аренду;
  • Если участок уже был приватизирован;

Согласно этим и некоторым другим нарушениям вы можете получить отказ. Если вы считаете отказ неправомерным за вами остается право, обратится в суд. Если суд происходит на уровне государства, скорее всего оспорить такое решение не выйдет.

Следует знать, что льготным лицам автоматически на 10 лет продлевается срок проведения приватизации. Кроме того, само оформление может происходить дольше чем две недели. Это необходимо для того, чтобы человек с инвалидностью или любое другое льготное лицо, мог успеть соблюсти все необходимые процедуры, собрать документы и подать заявления.

При этом нужно позаботиться чтобы копии документов были сделаны заранее, для экономии времени. Когда вам выдают справки спрашивайте сколько они еще будут действительны, чтобы не иметь проблем со сроками. Все это обеспечит льготника своевременным и правильным оформлением и соответственно процедура передачи территории пройдет правильно и без лишних хлопот.

Если у вас отсутствует опыт в оформлении или вы не хотите самостоятельно разбираться во всех деталях произведения такой процедуры, как приватизация и оформление земельного участка, вы всегда можете обратиться к специалисту.

Юрист не только проконсультирует и введет вас в курс дела, в достаточно быстрые сроки, но так же возьмет на себя обязанности по вашей защите от незаконных действий со стороны регистратора.

Прочитав данную статью вы можете понять основные проблемы и ошибки периодически возникающие, при сдаче бумаг и принятии решений, но это не страхует вас от непредвиденных ситуаций, которые часто имеют место в таких вопросах.

Почему вообще возникла возможность в частной бесплатной приватизации и переходу фондов из государственной собственности? Это было необходимо, когда наша страна переходила на рыночную экономику, а взамен на коллективную пришла частная собственность. Благодаря таким изменениям физические и юридические лица получили возможность владеть собственным участком земли и использовать его в личных целях или сдавать в аренду.

Еще раз обращаем ваше внимание, что приватизация бесплатна до 2020-го года, но только при условии что оформитель, до этого, еще не пользовался своим одноразовым правом безвозмездной приватизации. Эта услуга не является обязательной и кроме того, приватизация земельного участка возможна только в случае, если земля была выделена гражданину до 2001 года.

Внимание!

  • Учитывая частые изменения в законах, информация на сайте может устаревать быстрее, чем мы успеваем обновлять ее.
  • Каждый случай индивидуален и зависит от множества различных факторов. Базовая информация не дает гарантии решения именно Вашего вопроса.

Вы можете круглосуточно и бесплатно спросить наших консультантов!

  Заполните специальную форму внизу или напишите в онлайн чат

  Позвоните по телефону горячей линии:

Для жителей Москвы и Московской области – +7 (495) 128-31-35

Источник: https://www.pravovik24.ru/blog/zemelnye-voprosy/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Приватизация земли в 2020 году: последние новости и порядок процедуры

Приватизация земли в россии

В 2020 году процесс оформления земли в частную собственность пока что не предполагает существенных изменений. Читайте в статье, как происходит приватизация земли в 2020 году пошагово, какие для этого требуются документы и обо всех нюансах, связанных с этим процессом.

Приватизация – это отчуждение имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в пользу физического лица или организации. Каждый человек имеет право единожды приватизировать недвижимый объект на безвозмездной основе.

Приватизация земельного участка в 2018 году – общие моменты

Приватизация имеет преимущества и недостатки. Следует понимать последствия оформления права собственности до запуска этого процесса.

Основные плюсы приватизации земельных участков:

  1. Получение права распоряжения юридической судьбой земли. То есть собственник вправе продавать, менять, дарить, сдавать в аренду участок и т.д.
  2. Участок сможет стать предметом залога при получении кредита.
  3. Частная собственность защищена от притязаний третьих лиц на федеральном уровне.

Однако стоит учесть, что после переоформления надела возникают налоговые обязательства. Собственник обязан ежегодно перечислять земельный налог в пользу бюджета.

В 2020 году правом на бесплатную приватизацию обладают следующие лица:

  • использующие землю в течение пяти лет и более на правах аренды;
  • многодетные семьи;
  • иные категории граждан в соответствии с законодательством, действующем в регионе.

Приватизировать можно не все участки. Так запрещено передавать в частную собственность земли, относящиеся к следующим категориям:

  • заповедники;
  • национальные парки;
  • территории общественного пользования – улицы, дороги, пляжи и т.д.;
  • изъятые из оборота;
  • лесной фонд;
  • водный фонд.

Перечисленные территории не могут быть переданы в частную собственность. Однако допускается их оформление в долгосрочную аренду (до 49 лет).

Схемы приватизации земли в 2020 году

Существует четыре возможных схемы приватизации земли в 2020 году:

  1. Бесплатная приватизация по упрощенной схеме (так называемая «дачная амнистия»).
  2. Безвозмездная приватизация в соответствии с существующим административным регламентом.
  3. Выкуп земельного участка.
  4. Оформление надела в собственность по решению судебного органа.

Самые распространенные схемы – это бесплатная приватизация по административной и упрощенной схеме, а также выкуп надела. В судебном порядке такие дела рассматриваются не часто. Рассмотрим процесс подробнее.

Бесплатная приватизация участка

Действие упрощенной схемы оформления земли в собственность («дачной амнистии») продлено в некоторых случаях до 2020 года. Для возможности использования упрощенной процедуры необходимо, чтобы участок принадлежал к одной из следующих категорий:

  • ИЖС;
  • ЛПХ;
  • дачное строительство;
  • ведение садоводческой деятельности.

Оформить землю в собственность могут граждане, которые используют участок на законных основаниях и владеют строениями, расположенными на территории. Постройки должны быть документально оформлены в соответствии с законодательными нормами.

Если документация отсутствует, допускается бесплатное оформление в административном порядке. Предварительно потребуется восстановление правоустанавливающих бумаг на строения.

Выкуп участка

Если бесплатная приватизация по каким-либо причинам невозможна (к примеру, если гражданин уже воспользовался правом на безвозмездную приватизацию ранее), землепользователь вправе выкупить участок у муниципалитета. При этом принимается для расчет кадастровая стоимость, которая, как правило, ниже рыночной.

Здесь может возникнуть еще одна сложность. Кадастровая стоимость участков, находящихся на балансе муниципалитета, установлена не всегда. В этом случае желающему выкупить надел потребуется дополнительно потратиться на работу кадастрового инженера.

Пошаговый порядок приватизации земли

Рассмотрим алгоритм приватизации участка поэтапно. В статье описана типовая схема приватизации. В зависимости от ситуации шаги могут различаться.

В некоторых случаях потребуется предварительная постановка участка на кадастровый учет.

Для этого заинтересованный гражданин должен обратиться к кадастровому инженеру, имеющему лицензию на осуществление подобной деятельности. Полный список кадастровых инженеров размещен здесь.

 После того, как кадастровые работы будут произведены, необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ для внесения изменений в реестр объектов недвижимости.

Шаг 1. Сбор документов

В январе 2016 года был издан приказ Минэкономразвития РФ № 1, в котором содержится перечень бумаг, необходимых для приватизации. В этот список входят:

  • заявление о предоставлении участка в собственность;
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • нотариальное согласие мужа/жены заявителя, если он находится в браке;
  • документ-основание использования участка, если он эксплуатируется заявителем;
  • кадастровый паспорт или выписка из ЕГРН;
  • выписка из ЕГРН о правах на землю и строения, расположенные на ней;
  • документ-основание для выделения участка, если заявитель относится к одной из льготных категорий граждан.

Этот список может дополняться и корректироваться в зависимости от ситуации и оснований для приватизации. Полный перечень необходимо уточнять в муниципалитете или другом учреждении, которое уполномочено заниматься процедурой.

Шаг 2. Предоставление документов

Подготовленный пакет документов передается в местную администрацию, управление Росимущества или МФЦ. Конкретный получатель зависит от того, у кого на балансе числится интересующий земельный участок.

Узнать, кто является текущим собственником участка можно в выписке из ЕГРН. Получить эту информацию может любой желающий. Сделать заявку на получение выписки можно онлайн на сайте Росреестра. Услуга платная. Стоимость выписки из ЕГРН – 200 рублей для физических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=02_qtzKhetg

После того как документы будут приняты на рассмотрение сотрудник учреждения выдаст заявителю расписку с перечнем полученных бумаг. В ней же будет написана примерная дата готовности решения о приватизации.

Как правило, документы рассматриваются в течение 30 дней. По итогам заявитель получит договор о передаче участка в собственность физического лица или бумагу с обоснованием отказа в приватизации.

Шаг 3. Регистрация права собственности

Для регистрации перехода права собственности необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ со следующими документами:

  • заявление о регистрации права собственности;
  • общегражданский паспорт;
  • положительное решение о предоставлении участка;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 350 рублей.

Квитанция не всегда является обязательным документов. Однако во избежание проблем лучше ее предоставить.

Срок регистрации не превышает 5-7 рабочих дней. Напомним, что после этого у гражданина появляется обязанность по выплате земельного налога.

Стоимость и сроки приватизации участка

Оформление земли, на которой располагается постройка, находящаяся в частной собственности, осуществляется бесплатно. В этом случае потребуется заплатить только государственную пошлину в размере 350 рублей.

Дополнительные расходы могут возникнуть при оформлении недостающих документов. К примеру, постановка на кадастровый учет обойдется в общей сложности в сумму около 10 000 рублей.

Заявление на приватизацию рассматривается в течение 30 дней. Если действовать по упрощенной схеме, срок уменьшается до двух недель. К этому периоду прибавляется срок регистрации права собственности. Эта процедура займет примерно неделю.

Если требуется постановка на кадастровый учет и уточнение границ земельного участка, период увеличится еще на две недели. Однако это приблизительный срок. При возникновении спорных ситуаций процесс оформления может затянуться на неопределенное время.

Если у вас возникли вопросы или сложности, обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Приватизация земли в 2020 году происходит по той же схеме, что и раньше. Если вам понадобится консультация по этому вопросу, можно обращаться к нашим юристам – это бесплатно.

Источник: https://estatelegal.ru/oformlenie/privatizaciya/privatizaciya-zemli-2020/

Приватизация земельных участков гражданами

Приватизация земли в россии

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.