Приватизация земельных участков зк рф

Содержание

Приватизация земельного участка в 2021 году: порядок действий

Приватизация земельных участков зк рф

Вопрос о том, как осуществляется приватизация земельного участка рано или поздно становится актуальным для всех пользователей земли на тех или иных условиях. При каких условиях можно оформить землю в собственность бесплатно, с чего начать оформление документов и каков порядок действий – об этом вы узнаете в нашей статьей.

Бесплатная приватизация земли – что это?

Законодательство наделяет каждого гражданина один раз в жизни воспользоваться правом приватизации земельного участка, то есть получить участок в собственность на безвозмездной основе. Если такое право уже использовано, то получить в дальнейшем участок земли в собственность можно будет только путем его выкупа.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок оформления земельного участка в собственность гражданина, являются Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Гражданин, приватизировавший земельный надел, может распоряжаться им по своему усмотрению, а именно:

  • совершить сделку купли-продажи;
  • сдать его в аренду;
  • включить в наследственную массу;
  • передать по договору дарения.

Однако получить право собственности на землю бесплатно могут не все, законодательство устанавливает определенные условия для этого.

Так, правом приватизации земельных наделов обладают лица:

Справка! Граждане, оформившие землю в собственность, обязаны оплачивать земельный налог, а также своими силами и за собственные средства содержать и обслуживать его. Использоваться полученный участок должен строго в соответствии с его назначением.

Закон также устанавливает случаи, когда приватизировать земельный участок невозможно:

  • земельный надел запрещен для приватизации или переназначен для государственных нужд (например, земли общего пользования, парков, заказников, заповедников) в соответствии со статьями 27, 28 Закона № 178-ФЗ;
  • участок находится в собственности других лиц.

Отказ в оформлении собственности на землю должен быть в письменном виде с указанием причин отказа, предусмотренных федеральным законодательством.

С чего начать приватизацию земельного участка

Чтобы начать процесс приватизации земли нужно в первую очередь удостовериться в том, что он подлежит оформлению в собственность, а также что права владения на него еще не оформлены.

Получить такую информацию можно запросив выписку из ЕГРН. Выписку может получить любой гражданин, оплатив предварительного государственную пошлину.

Если возможность приватизировать участок есть, то инициировать процесс нужно с подготовки документов. Зачастую какие-то бумаги приходится искать или получать заново.

Точный перечень может различаться в зависимости от региона, поэтому перед началом процесса лучше получить подробную консультацию в администрации района проживания.

Порядок бесплатной приватизации

Процедура приватизации земли состоит из следующих действий:

  1. Сбор и подготовка необходимого пакета документов. Данный этап как правило наиболее трудоемкий и длительный.
  2. Направление документов в организацию в зависимости от собственника надела, указанного в выписке из ЕГРН: территориальное отделение Росимущества – если земля в федеральной собственности; администрация муниципального образования – если участок принадлежит муниципалитету.
  3. Межевание и кадастровый учет участка. Данная процедура необходима лишь в случае, если ранее земля не была оформлена надлежащим образом. Заявителю необходимо вызвать кадастрового инженера, который уточнит границы участка, закрепит за ним идентификационный номер, оформит его план и паспорт. Для постановки объекта на кадастровый учет необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр.
  4. Обращение в администрацию или Росимущество с заявлением о приватизации.
  5. Получение решения о приватизации либо об отказе. Решение об отказе в приватизации можно оспорить в судебном порядке.
  6. Оплата государственной пошлины.
  7. Регистрация права собственности в Росреестре. Решение уполномоченного органа дает гражданину право на обращение в Росреестр для внесения сведений о новом собственнике в государственный реестр.

Процесс оформления земельного участка в собственность довольно длительный и занимает около 2 месяцев с момента подачи документов в соответствующий орган.

Документы

Для получения земли в собственность гражданину потребуется дважды готовить и предоставлять определенный пакет документов:

  • для получения разрешения на приватизацию в уполномоченный орган;
  • для регистрации права собственности – в Росреестр

В первую инстанцию необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  • доверенность (если от имени гражданина выступает представитель);
  • заявление о разрешении приватизировать участок;
  • документ, подтверждающие право пользования землей (например, свидетельство о праве бессрочного пользования, соглашение об аренде, распоряжение о выделении участка);
  • заявление с просьбой прекратить право бесплатного пользования участком (если он был получен в пользование на этом основании);
  • согласие супруга, заверенное нотариально;
  • кадастровый паспорт, выписка из ЕГРН или документ, подтверждающий отсутствие кадастрового номера участка;
  • документ, подтверждающий отношение заявителя к категории граждан, имеющих право на участие в приватизации.

Принимая документы специалист уполномоченного органа составляет их опись и выдает заявителю расписку об их принятии. Исчерпывающий перечень документов будет зависеть от оснований обращения и назначения используемой гражданином земли. На проверку бумаг и принятие решение предусмотрен 30-дневный срок.

Для регистрации права собственности потребуется:

  • паспорт;
  • заявление о регистрации права;
  • разрешение уполномоченного органа на приватизацию;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Заявление

После подготовки документов вместе с заявлением они подаются в администрацию по месту нахождения участка или в отделение Росимущества.

Форма заявления не установлена, однако в нем должны содержаться следующие сведения:

  • наименование органа, куда направляется заявление;
  • ФИО, адрес и контактный телефон гражданина;
  • просьба об оформлении в собственность земельного надела, сведения о нем (местонахождение, категория участка, вид пользования, наличие объектов на нем);
  • нормативное обоснование просьбы;
  • дата и подпись просителя.

Заявление может быть напечатано, написано от руки или заполнено по шаблону, выданному уполномоченным органом. Главное, чтобы указанные в нем сведения были правильными и достоверными.

По результатам рассмотрения заявления выноситься решение. Положительное решение является основанием для регистрации права собственности на участок.

Постановка на кадастровый учет

Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.

На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.

Стоимость

Точная сумма расходов, которую заявителю придется понести на всех этапах процедуры приватизации, будет зависеть от многих факторов:

  • требуется ли межевание земли и постановка на кадастровый учет;
  • какие документы необходимо оформить (некоторые справки оформляются платно);
  • есть ли у гражданина необходимость пользоваться услугами юриста и нотариуса.

Стоимость услуг различных специалистов зависит от региона, а также размеров участка.

Примерный перечень затрат будет следующим:

  • услуги кадастрового инженера – от 5000 до 10000 рублей;
  • услуги нотариуса – от 1000 до 3000 рублей;
  • госпошлина за регистрацию права собственности – 350 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

В случае, если какие-то документы утрачены, получение их дубликатов может повлечь дополнительные расходы.

Приватизация через суд

Отказ уполномоченного органа в приватизации земли должен быть обоснован. Если причины отказа можно устранить (предоставить недостающие документы, исправить ошибки и неточности), то заявитель вправе обратиться повторно после их устранения. Но если этого сделать невозможно, и гражданин считает, что причины отказа неправомерны, то он вправе обжаловать такое решение в суде.

В исковом заявлении должны быть четко отражены обстоятельства дела, причины отказа госоргана, ссылки на нормы законов, которые по мнению истца были нарушены. Заявление должно быть составлено грамотно, с учетом правовых тонкостей процесса приватизации и процессуальных процедур в целом.

Учитывая всю ответственность и сложность таких дел, при обжаловании решений об отказе в приватизации лучше всего воспользоваться услугами юриста. Принятое в пользу истца решение суда будет служить основанием для выдачи уполномоченным органом разрешения на приватизацию земли.

Дела об оспаривании решения государственного органа рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Подсудность дела будет зависеть от правового статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).

Особенности приватизации земли

Порядок и условия бесплатной передачи в собственность земельного участка имеет свои особенности в зависимости от его вида и назначения. При этом не все виды наделов подлежат приватизации. Рассмотрим особенности приватизации участков, которые в соответствии с действующим законодательством разрешено передавать в собственность граждан.

Под гаражом

Земельный участок, находящийся под гаражом может быть приватизирован, но для этого в первую очередь необходимо оформить в собственность само строение. Если право владения гаражом уже оформлено, то собственник имеет преимущественное право приватизации земельного участка, находящегося под ним.

Однако в зависимости от вида постройки процедура оформления будет иметь различия:

  1. Гараж является отдельно стоящим строением – упрощенная процедура приватизацииа.
  2. Гараж является частью гаражно-строительного кооператива (ГСК). В этом случае оформление права собственности на землю возможно при следующих условиях:
  • паи выплачены всеми участниками ГСК;
  • все гаражи оформлены в собственность;
  • все члены ГСК согласны на приватизацию участка;
  • выбран участник ГСК для представления интересов всех собственников строений и на его имя оформлена нотариальная доверенность.

Земля под гаражами кооператива оформляется в долевую собственность всех его участников.

Если передать земельный участок в собственность граждан невозможно, то с членами кооператива или его председателем может быть заключен договор аренды земли.

Многоквартирного дома

Статья 36 ЖК РФ предполагает возможность оформить земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также придомовую территорию в коллективную собственность жителей дома. Однако целесообразность такого решения порой сомнительна.

Несмотря на то, что собственники земли смогут самостоятельно принимать решение благоустройстве территории и иных разрешенных законом способах ее использования, им также придется нести ряд обязанностей:

  • оплачивать налог на земельный участок;
  • самостоятельно и за свой счет обслуживать его;
  • не допускать использование не по назначению.

Так, затраты собственников на содержание участка могут оказаться более существенными, чем предполагаемая выгода.

Садовый

В отношении садовых участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) Федеральным законом № 93 «О дачной амнистии» предусмотрена возможность их приватизации по упрощенной схеме (нет необходимости получать разрешение муниципального органа власти).

Срок «дачной амнистии» продлен до 1 марта 2021 года и возможно будет продлен еще. Однако не стоит откладывать процедуру оформления, так как в случае пропуска установленного законом срока получить участок можно будет только путем его выкупа.

Внимание! Основным условием, при котором возможна приватизация садового участка, — получение земли в пользование до 31.10.2001 на любом законном основании.

Сельскохозяйственный

Источник: https://zakonportal.ru/imushhestvo/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka

Можно ли приватизировать земельный участок

Приватизация земельных участков зк рф

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Приватизация земельного участка – все что нужно знать

Приватизация земельных участков зк рф
Приватизация земельного участка

Приватизация земельного участка не отличается по смыслу от приватизации квартиры. В данном случае, при проведении процедуры, муниципальная собственность переходит в собственность конкретного лица или группы лиц. Как именно регулируется данная процедура, рассмотрено далее.

Приватизация земельного участка: Законодательные моменты

Нормативный акт, регулирующий подобные процедуры – это ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества».

В статье № 28 указанного закона, говорится о том, что при оформлении строения в собственность, расположенного на муниципальном участке, необходимо также выкупить или взять в аренду землю.

Право на это есть как у физических, так и у юридических лиц.

В качестве

объектов приватизации выступают не только сами земельные участки, но и их часть. Однако в последнем случае процедура возможна только в том случае, если указанная часть земли может образовывать полноценный участок.

Читайте так же: Документы на право собственности на недвижимость

Приватизация земельного участка: Классификация

Приватизация земельного участка: Классификация

Абсолютно все участки и территории имеют свою классификацию. Как правило, их делят на 4 типа:

  1. по месту расположения;
  2. по категории;
  3. по наличию определенных прав до приватизации;
  4. по наличию на них строений.

Исходя из этого, до проведения процедуры приватизации, участки могут быть следующими:

  • с правом пожизненного владения, передаваемого по наследству;
  • переданными в постоянное и бессрочное пользование;
  • оформленными по договору аренды;
  • полученными по акту выбора земли.

Всегда ли можно приватизировать земельный участок

Разумеется, право на приватизацию земельного участка предоставляется далеко не во всех случаях. Земельный кодекс устанавливает правила, по которым на приватизацию некоторых участков установлены ограничения, а в отношении других и вовсе запрет.

Проблема в том, что четкий перечень указанных территорий даже на сегодняшний день отсутствует. Именно поэтому, потенциальные собственники часто сталкиваются с массой трудностей при подаче заявления на приватизацию.

Не меньше проблем связано с участками, которые были ограничены в обороте.

К таким вариантам относятся:

  • территории национальных заповедников и парков;
  • места, имеющие культурную и национальную ценность;
  • территории, выделенные под воинские, а также гражданские захоронения;
  • земли, на которых находятся ценные природные территории, водоемы, лесной фонд;
  • территории, необходимые для связи и транспортной организации;
  • места, имеющие стратегическое назначение;
  • имеющие особое назначение, в том числе и для обороны страны.

Важно! Следует понимать, что часть территорий, ограниченных в обороте, могут принадлежать конкретному собственнику. Данное правило также установлено законодательством. Однако их использование будет ограничено, в том числе вводится специальный режим работы.

Отказ в проведении процедуры может поступить в самых разных случаях. В частности, если на земельном участке изначально должно было находиться совершенно иное строение. Если заявитель считает решение уполномоченного органа неправомерным, его можно попробовать обжаловать в судебной инстанции.

Читайте так же: Изменить категорию земельного участка

Право на приватизацию земельного участка

Право на приватизацию земельного участка

Возможность на оформление муниципальной земли во владение возникает, если:

  • Имеется совместная собственность – в данном случае семья (или иная группа лиц) должны вести общее фермерское хозяйство.
  • Долевая – лица претендуют на выделение конкретной доли на каждого отдельного собственника.
  • Единоличная – участок передается во владение одному конкретному лицу.

Заявление и соответствующий пакет документов на приватизацию земельного участка, передаются в уполномоченный орган. При этом обязательно нужно обозначить:

  • Цели, с которыми земля будет использоваться в дальнейшем.
  • Местонахождение приватизируемой земли.
  • Размеры территории.
  • Тип права на землю.

Читайте так же: Документы для продажи квартиры

К списку необходимой, для проведения процедуры, документации относится:

  • Решение о передачи конкретному лицу (группе лиц), земельного участка в собственность.
  • Договор купли-продажи на землю.
  • Иные акты, подтверждающие право собственности на недвижимость.

Данный перечень является обязательным. Однако, помимо этого заявителю нужно будет подготовить план территории, заверенный уполномоченным лицом, имеющим разрешение на проведение кадастровых работ.

Важно! В обязательном порядке в кадастровом плане прописывается присвоенный участку номер.

В некоторых случаях, регистрация проводится без кадастрового плана. Это возможно, если:

  • Кадастровый номер не установлен.
  • Отсутствуют четкие границы.
  • Не определено, где будут находиться строения на оформляемой территории.

В данном случае составляется план и указываются только та информация, которая есть. При отсутствии кадастрового номера, присваивается условный, необходимый для проведения идентификации территории.

При необходимости, со стороны собственника составляется согласие о том, что установленные границы и площадь в последующем будут внесены в Росреестр. Процедура приватизации земельного участка – сложная и трудоемкая.

Обычным гражданам, рекомендуется начинать ее только заручившись профессиональной юридической поддержкой. В противном случае, можно столкнуться с отказами, дополнительными затратами и существенной тратой времени.

Что сказано в законах РФ о приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков зк рф

Земельным законодательством четко определено, кто имеет право на приватизацию, порядок ее проведения, возможные ограничения, основания для отказа. Со всеми тонкостями стоит ознакомиться заранее, взвесив имеющиеся возможности и сложности.

Готовясь к приватизации, важно ознакомится с порядком ее оформления. Каждая категория земель имеет собственные юридические тонкости.

Какие земли можно оформить в собственность в 2020 году

Новым правительственным решением был продлен срок дачной амнистии. Бесплатно оформлять земли под домами в собственность разрешено до 1 марта 2020 года. Однако, сделать это возможно не с любым участком.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Доступные варианты в 2020 году:

  • земли со строениями, полученные гражданами до введения Земельного кодекса;
  • территории, арендованные для ИЖС или ПХ;
  • наделы, переданные по наследству или полученные в бесплатное пользование на неопределенный срок;
  • полученные гражданами участки для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, под гаражами и пр.

Кто имеет исключительное право

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предоставлено исключительное право на приватизацию территорий собственникам жилых или нежилых построек, находящихся в их пределах. Оно означает возможность приватизации земли только одним лицом.

Данное правило действует и в отношении недостроенных объектов. Поэтому граждане, получившие наделы под строительство жилья, приобретают исключительное право с момента инициирования строительных работ – оформления документации.

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Исключительным правом на приватизацию обладают и другие лица: пользующиеся участками на правах пожизненно наследуемой собственности и бессрочного пользования. Наличие такого права не предполагает обязательную бесплатность процедуры.

Земли, не подлежащие бесплатной передаче в собственность, могут выкупаться хозяевами имеющихся на их территориях строений на основе кадастровой стоимости.

От исключительного права следует отличать преимущественное право, регулируемое на уровне регионов и муниципалитетов. Им наделяются отдельные льготные категории местного населения: инвалиды, многодетные семьи и т.п. В таком случае приватизация надела третьими лицами допускается при отказе или нарушении условий обладателем преимущественного права.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Что говорят федеральные законы о приватизации земельных участков

Приватизационные процедуры регламентируются несколькими законами:

  • ФЗ о приватизации земель;
  • ФЗ о дачной амнистии;
  • ЗК РФ;
  • законом о государственной регистрации.

В соответствии с ними все территории под недвижимым имуществом необходимо переводить в частную собственность или в арендное пользование.

Главную роль при безвозмездной передаче земельных участков играет закон о дачной амнистии, закрепляющий единые требования к процедурам купли-продажи, сдачи в арендное пользование, обмена, передачи по наследству земель.

Порядок процедуры

Изначально важно знать, что дачная амнистия действует в отношении земель, полученных до 30 октября 2001 года. Если данное условие соблюдено, можно переходить к следующему шагу – изучению правоустанавливающей документации. В ней нужно найти основания предоставления надела. Если отдельной графы не имеется, значит, участок передан на праве собственности.

В случае отсутствия документации на земельный участок, надо получить выписку из хозяйственной книги, выдаваемую местным органом власти. В дальнейшем она станет правоустанавливающим актом. Если никаких сведений не найдется и в книге, участок придется выкупать по рыночной стоимости.

Под частным или многоэтажным домом

Приватизировать землю, находящуюся под частным домом, достаточно проблематично. Для этого собственник недвижимости должен приобрести участок независимо от способа первоначального получения.

Цена надела в данном случае определяется по кадастровой стоимости. Основанием для выкупа земельной площади становится наличие на ней собственной постройки.

Для приватизации участка под частным домом необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • ксерокопии паспорта и арендного договора;
  • кадастровый план.

Скачать образец заявления на приватизацию участка

Каждый гражданин решает сам, стоит ли ему приватизировать землю, расположенную под многоквартирным домом. Процедура имеет как плюсы, так и минусы.

Основные преимущества заключаются в следующем:

  • Обеспечиваются дополнительные гарантии: невозможность использования участка третьими лицами без согласия собственника (проложить дорогу, построить магазин или СТО); невозможность отчуждения части территории, снесения имеющихся на ней строений без согласия владельца; невозможность бесплатного изъятия земельного участка для обеспечения нужд муниципалитета.
  • Создается возможность получения дополнительного заработка. К примеру, путем сдачи в аренду придомовой территории.
  • Обеспечивается удобство эксплуатации. Хозяева могут на свое усмотрение облагораживать земли: обустраивать места отдыха, прогулок, детских игр и пр.

В СНТ

Садовый участок получить в личную собственность проще всего. Если он выделен в СНТ, следует обратиться с заявлением в районную администрацию. Согласовывать свои планы с правлением или иными участниками товарищества нет необходимости.

С садовым наделом, выделенным индивидуально, процесс еще легче. С заявлением и документом о выделении территории нужно сразу обращаться в Росреестр.

С 2015 года действуют новые правила, согласно которым не нужна подготовка кадастрового плана, занимающая огромное количество времени и требующая немалых затрат.

Приватизировать участок можно самостоятельно или через доверенное лицо: юриста частной компании или председателя СНТ. На представителя необходимо оформить доверенность.

Закон о приватизации земельных участков в садоводстве установил двух этапную процедуру. Сначала следует получить согласие собственника участка – муниципального образования. Далее зарегистрировать имущественное право на территорию в Росреестре.

Тем лицам, на которых распространяется закон о дачной амнистии, первый этап проходить не требуется. Они реализуют свое право на основе закона, поэтому не нуждаются в согласовании решения с собственником земли.

Для обращения в администрацию необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • акт о выделении надела;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся постройки;
  • кадастровый план (в случае осуществления постановки на кадастровый учет);
  • техническую документацию на имеющиеся объекты недвижимости;
  • подлинник и ксерокопия паспорта заявителя.

При обращении в Росреестр по дачной амнистии достаточно иметь паспорт и документ о предоставлении участка. Отсутствие отметки конкретного права получения земли не может быть основанием для отказа в проведении приватизации.

В сельской местности

Сельские участки приватизируются в порядке, определенном специальным Законом об обороте сельскохозяйственных территорий.

Главные законодательные положения:

  • Вопросы приватизации участков в сельской местности относятся к компетенции муниципалитетов. Так, сельские советы распоряжаются землями по приказам вышестоящей администрации в соответствии с региональным законодательством.
  • Передача участков на селе в пользование граждан или юридических лиц осуществляется по договорам купли-продажи или аренды. Выкупать наделы можно только на публичных торгах, проводимых при наличии как минимум двух претендентов на имущество. Такое правило действует в случае публичного заявления о торгах по определенным наделам.
  • Лицо, имеющее арендный договор, действующий дольше трех лет, имеет право на выкуп территории в приоритетном порядке. Следовательно, оно может купить арендуемый участок без торгов на основании обычной сделки купли-продажи.

Платно или бесплатно

До 1 марта 2020 года основные положения о ценах приватизации земель были установлены в 28-й и 36-й статьях ЗК РФ. Федеральный закон о приватизации земельных участков № 171-ФЗ отменил их действие и внес изменения в процедуру, сделав ее бесплатной.

В 2020 году граждане и юридические лица могут получать от государства и муниципалитетов земельные участки в свою собственность безвозмездно в следующих случаях:

  • Если гражданин получил землю в безвозмездное пользование в целях ведения фермерского или личного подсобного хозяйства на срок до 6 лет – по истечении пятилетнего периода.
  • Если земельный участок получен гражданином в безвозмездное пользование для ИЖС или подсобного хозяйства на период до 6 лет – по истечении 5 лет.
  • Гражданам, имеющим трех и более детей. Такое получение земли возможно однократно.
  • Иным категориям населения, имеющего права на получение земель по федеральному законодательству.

Когда можно получить отказ

Законом определены следующие основания отказа в приватизации земельного участка:

  • нахождение земли в резерве для государственных нужд;
  • изъятие территории из обращения;
  • запрет на приватизацию по ст. 28 ФЗ № 178;
  • участок находится на берегу пруда, водоема или береговой линии общего пользования;
  • отнесение земли к категории общего пользования (автодорога, площадь, улица и пр.).

Отказ в приватизации земли оформляется письменно с мотивированием соответствующими законодательными положениями федерального уровня.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/zakon-o-privatizacii-zemelnyh-uchastkov/

Приватизация земельных участков гражданами

Приватизация земельных участков зк рф

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.