Приватизация земельных участков общего пользования

Содержание

Приватизация земельного участка в 2020 году: пошаговая инструкция, с чего начать, под частным домом

Приватизация земельных участков общего пользования

Последние изменения: Январь 2021

Как оформляется приватизация земельного участка можно понять из приведенной ниже пошаговой инструкции.

Для владения земельным участком на правах собственности фактическому владельцу достаточно обратиться в соответствующие органы для бесплатной приватизации.

В случае невозможности данной процедуры (статус участка не позволяет приватизировать или иные обстоятельства), ЗУ можно приобрести по кадастровой стоимости.

Бесплатная приватизация

Вступить в права на землю под частным домом можно лишь имея на руках подтверждающие документы о праве собственности на сам дом (выписку из ЕГРН, соглашение о купле-продаже, дарственная и т.п.).
Процедура приватизации земельного надела под домом может осуществляться несколькими методами:

  • после выкупа земли;
  • безвозмездная приватизация по упрощенной системе;
  • по решению судебного органа.

Сколько стоит приватизация земли? Бесплатной (безвозмездной) процедура может быть в следующих ситуациях:

  • участок подпадает под дачную амнистию;
  • земля выделена под индивидуальное жилое строительство, либо для ведения ЛПХ (до вступления в силу нового Земельного кодекса (2001г.));
  • если на ЗУ уже есть дом, который используется владельцем.

Помимо этого, льготной приватизацией могут воспользоваться следующие категории граждан:

  • многодетные;
  • ветераны и участники ВОВ;
  • дети, оставшиеся без попечения;
  • и иные категории граждан, относящиеся к социально-незащищенным.

Собираясь оформить участок в собственность, используя приватизацию, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:

  • Воспользоваться правом бесплатной приватизации земли под домом, находящимся в долевой собственности, могут все дольщики. Для этого необходимо всеобщее их согласие или отказ одного из них в пользу другого.
  • Бесплатная приватизация земель предоставляет гражданам возможность оформления всего ЗУ или его части.
  • Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования (не собственности), например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.п.
  • При оформлении постройки в собственность до 1991 года способ приватизации будет бесплатным, в противном случае – ЗУ необходимо будет приобретать по рыночной стоимости.

Приватизировать земли, расположенные на территории нашей страны, могут только граждане РФ.

Есть ли платная приватизация

Сам термин «платная» приватизация земельного участка законодательством не регламентируется. Понятие приватизация говорит само за себя – это смена формы «собственности», именно собственности.

И как было сказано выше, граждане владеющие, пользующиеся и т.п. землей до вступления в законную силу новой редакции ЗК (до 2001г.

), имеют право оформить участки в собственность, воспользовавшись безвозмездной приватизацией.

Начиная с 2001 года приобретение земельного надела в собственность осуществляется согласно новому ЗК при проведении публичных торгов с размещением об этом информации в СМИ.

Какие участки нельзя приватизировать

Согласно пункту 8 статьи 28 ФЗ-178 «О приватизации…» отчуждение земельных наделов запрещено в случае если земля:

  • изъята из пользования (заражена опасными химикатами или подверглась техногенному (биогенному) заражению;
  • имеет стратегическое значение, относится к заповедникам (паркам);
  • зарезервирована для государственной необходимости;
  • относится к лесным или водным фондам;
  • является площадью, улицей, проездом, автомобильной дорогой, набережной и т.п.

Однако не допустим отказ в использовании некоторых категорий земель, чье отчуждение недопустимо законодательством. Такой заперт на пользование земель лишь носит ограничительный характер (например, запрещается заниматься на таких землях каким-то конкретным видом деятельности).

Как приватизировать земельный участок? Сама процедура, помимо сбора объемного пакета, не является чем-то не осуществимым. Достаточно лишь соблюдать некий порядок оформления.

Как приватизировать землю и перечень требуемых документов

 

Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.

Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:

  • В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже.
  • После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.).
  • Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.

Для оформления прав собственности на землю нужно собрать целый ряд требуемых Россреестром документов:

  • заполненный формуляр заявления о получении в собственность приватизируемого участка;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • в случае подачи документов представителем, необходима нотариально заверенная доверенность;
  • выписка из ЕГРН (предоставляется вместе с кадастровым паспортом);
  • если заявителями является многодетная семья, нужно представить подтверждающие документы;
  • в случае приобретения земельного надела иной категорией граждан (льготной), прописанной в земельном кодексе, необходимо также подтвердить принадлежность к этой категории (инвалиды, дети-сироты, малоимущие и т.п.).

Количество документов может разниться в зависимости от назначения земель, оснований для обращения в госорган, категории земли и мн.др. Для более подробной информации о необходимых документах стоит предварительно обратиться в регистрационный орган. Документы можно подать и в любое отделение МФЦ, а также непосредственно через офсайт Госуслуг.

По истечении определенного промежутка времени (в среднем от 10 до 20 календарных дней) можно получить готовые документы о зарегистрированном праве на ЗУ.

Дополнительно вы можете посмотреть короткое видео, в котором рассказывается про приватизацию ЗУ.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?

Приватизация земельных участков общего пользования

Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?

Что такое ЗОП?

По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).

Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).

Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.

Земельный кодекс касательно общих территорий

Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.

В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.

Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.

Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.

Самовольный захват ЗОП – чем грозит?

Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.

Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.

Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».

По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.

Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».

Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.

Этими органами государственной службы являются следующие:

  1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
  2. Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
  3. Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.

Примеры самозахвата

Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.

Сосед захватил часть дороги, поставив гараж

Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.

Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.

Незаконная установка забора на ЗОП

На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.

На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.

Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.

Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора.

Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.

Незаконное строение

Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.

Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.

Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок

Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.

Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности

Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.

По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.

Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:

  1. помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
  2. территории крыш;
  3. ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
  4. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.

Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры. Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения. Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.

Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?

Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:

  1. Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
  2. ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
  3. Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
  4. Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.

По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.

Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.

Как писать заявление, как предоставить доказательства?

Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:

  1. В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
  2. Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
  3. В МногоФункциональных Центрах.
  4. Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
  5. В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.

Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.

Незаконный захват участка в СНТ

Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.

Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.

Захламление общих территорий

Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению.

А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии.

В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.

Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?

Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.

Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ

Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.

Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.

Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.

Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Приватизация земельных участков общего пользования

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод.

Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности.

Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику.

Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны.

За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Заключение

Общими землями могут пользоваться граждане в своих целях, если они не мешают собственнику – государственным и муниципальным структурам. Запрет на использование должен быть мотивирован. Налоги с этих земель не платит ни государство, ни арендаторы.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-obshchego-polzovaniya/

Приватизация придомовой территории в МКД

Приватизация земельных участков общего пользования

К придомовой территории в многоквартирном доме относится не только земля, на которой расположено здание, но и участок, прилегающий к строению.

Изначально данная территория принадлежит муниципалитету, однако, может быть передана владельцам помещений, расположенных в МКД.

Владельцы квартир многоквартирного дома, в свою очередь, с правом собственности придомового участка приобретают не только правомочия, но и определенные обязанности.

Можно ли приватизировать придомовую территорию в многоквартирном доме?

Согласно ст.36 ЖК РФ, каждый из владельцев помещений, расположенных в МКД, вправе пользоваться не только квадратными метрами, находящимися в собственности, но и общими помещениями, а также придомовой территорией. Кроме того, лица, купившие недвижимость в многоквартирном доме, могут являться совладельцами участка, прилегающего к строению. В данном случае речь идет о:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

  • земле, на которой возведено здание;
  • элементах озеленения и благоустройства участка;
  • детских и спортивных площадках;
  • парковочных местах;
  • проездах, отведенных для специализированного транспорта;
  • котельных и подстанциях, обеспечивающих жилой дом ресурсами;
  • других объектах инфраструктуры, прилегающих к МКД.

Данный вид приватизации не предусматривает возможность раздела земли на несколько частей, каждая из которых будет принадлежать одному собственнику. Кроме того, территорию, прилегающую к МКД нельзя обособить ограждениями, которые впоследствии будут препятствовать проходу жителям соседних домов.

Таким образом, оформленная в собственность земля не может быть поделена на обособленные участки, принадлежащие конкретному владельцу. После приватизации территорией продолжает распоряжаться совет собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, а доля каждого из них остается условной (не выраженной в конкретном участке).

Правовая основа

Процедура приватизации придомовой территории строго регламентируется такими законодательными актами, как:

Кроме того, при оформлении земельного участка, прилегающего к МКД, как муниципалитет, так и собственники должны следовать следующим нормативно-правовым документам:

Кому разрешено приватизировать придомовую территорию в МКД?

На приватизацию земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, вправе рассчитывать:

  • застройщики, возводящие многоквартирный дом и прилегающие к нему строения;
  • владельцы коммерческих или жилых помещений, расположенных в МКД;
  • лицо, уполномоченное собственниками дома;
  • управляющая компания;
  • индивидуальные предприниматели и юридические лица;
  • группа собственников, действующая лично или через законного представителя.

Каждый из владельцев помещений, расположенных в многоквартирном доме, может приватизировать часть придомовой территории самостоятельно, мнение остальных собственников, при этом, не учитывается.

 В данном случае речь идет об оформлении участка, размер которого пропорционален доле собственности от общей площади МКД.

Приватизация же земли, прилегающей к МКД, в полном размере возможна лишь по решению общего собрания.

Перечень необходимых документов

Для приватизации придомовой территории необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление о формировании земельного участка;
  • схема разделения общего имущества на доли собственников;
  • документы, подтверждающие факт проведения собрания жильцов, содержащие в себе список присутствующих;
  • доверенности от собственников, не присутствующих на собрании по определенным причинам;
  • протокол собрания;
  • заявление о приватизации территории;
  • межевой план;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины;
  • план МКД;
  • документы, подтверждающие личности собственников, а также их право на владение имуществом;
  • технический паспорт объекта.

Подать вышеперечисленные документы уполномоченное лицо может как в отдел Росреестра по месту нахождения объекта, так и в ближайший Многофункциональный центр.

Заявление на приватизацию

Заявление на приватизацию придомовой территории многоквартирного дома – документ, наличие ошибок в котором приводит к отказу в оформлении земли в собственность и возврату всего пакета бумаг. Именно поэтому составлять его необходимо с особой внимательностью и в строго установленной форме. Документ должен обязательно содержать:

  1. Наименование органа-получателя.
  2. ФИО, место проживания или пребывания заявителя.
  3. Суть заявления. В тексте его необходимо указать данные одного или нескольких собственников МКД, адрес, по которому расположено строение, а также кадастровый номер объекта недвижимости. Далее по тексту излагается сама просьба предоставить в собственность земельный участок, на котором возведено здание, а также прилегающую к нему территорию.
  4. Перечень бумаг, прилагаемых к заявлению.
  5. Дату составления и подпись заявителя.

Скачать образец заявления на приватизацию придомовой территории можно здесь.

Заполненный бланк заявления на приватизацию придомовой территории многоквартирного дома вместе с прилагаемым пакетом документов передается в компетентный орган для дальнейшего рассмотрения. В случае, когда от лица собственников помещений, расположенных в МКД выступает доверенное лицо, к заявлению прилагается решение общего собрания о назначении представителя.

Пошаговая инструкция приватизации

Оформление в собственность территории, прилегающей к МКД, производится по следующему алгоритму:

  1. Проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, к которому прилегает земельный участок. Мероприятие считается действительным только при условии, что в нем участвовало более 50% собственников всех помещений, расположенных в МКД, а сама приватизация возможна при поддержке более половины присутствующих.
  2. По результатам проведенного собрания оформляется протокол, отражающий повестку и окончательное решение, а также утверждается лицо, которое будет действовать от имени всех владельцев.
  3. Далее происходит подача заявления установленного образца в комитет земельных ресурсов.
  4. Проведение процедуры межевания земельного участка, прилегающего к МКД, компетентной организацией.
  5. Получение паспорта объекта и постановка прилегающей к многоквартирному дому территории на кадастровый учет.
  6. Регистрация права собственности в Росреестре.
  7. Получение Свидетельства, подтверждающего право собственности на прилегающий земельный участок.

Для успешного проведения приватизации придомовой территории многоквартирного дома необходимо тщательно проверять правильность заполнения документов на всех этапах процедуры, поскольку наличие ошибок и неточностей значительно затянет оформление.

Процесс межевания

Межевание придомовой территории в МКД перед приватизацией – обязательная процедура, позволяющая установить четкие границы участка, расположенного возле одного или нескольких строений. Как правило, инициаторами мероприятия выступают местные власти, однако, при отсутствии финансирования, данная обязанность возлагается на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Процедура межевания состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение общего собрания жильцов, результатом которого становится ание.
  2. Обращение в органы местного самоуправления для уточнения границ территории.
  3. Изготовление проекта компетентной организацией.
  4. Утверждение готовой проектной документации собственниками МКД на общем собрании.
  5. Обращение к кадастровому специалисту для изготовления межевого плана.
  6. Регистрация земельного участка в Едином государственном реестре.

Изготовление Свидетельства, подтверждающего право собственности на придомовую территорию, не обязательно. Данное правомочие фиксируется сразу после внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Правила пользования приватизированным земельным участком

Правила пользования приватизированной придомовой терииторией многоквартирного дома позволяют собственникам:

  • возводить на территории детские и спортивные площадки, обустраивать зоны для отдыха и досуга владельцев МКД;
  • устанавливать гаражи, предназначенные для участников и инвалидов ВОВ;
  • благоустраивать территорию при помощи озеленения, организации дорожек для пешеходов и тротуаров;
  • организовывать парковочные места для автотранспорта (при согласии всех владельцев);
  • устанавливать рекламные конструкции, павильоны и т.д.

Стоит учитывать, что при эксплуатации приватизированного участка собственники не должны нарушать права жителей соседних домов и препятствовать их свободному передвижению.

Права и обязанности владельцев

Ответственность за приватизированный участок придомовой территории МКД ложится на плечи новоиспеченных владельцев, обязанных обеспечить:

  • озеленение прилегающей к дому территории;
  • вывоз мусора, опавшей листвы и уборку снега, в том числе с крыши зданий и строений, расположенных на участке;
  • демонтаж объектов, угрожающих жизни находящихся на участке граждан;
  • освещение придомового участка, скверов, въезда во двор и т.д.;
  • своевременный ремонт всех конструкций и дорожного покрытия.

Собственники придомовой территории не всегда имеют возможность производить все перечисленные работы самостоятельно, поэтому делегируют свои полномочия управляющим компаниям или ТСЖ, поддерживающим надлежащее состояние участка за отдельную плату.

Налог на приватизированную придомовую территорию

Расчет налога на прилегающую к МКД территорию производится на основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации и рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости объекта на ставку земельного налога и коэффициент, установленный органами местного самоуправления. Вычисление суммы для каждого из владельцев производится на основании размера доли в общей собственности.

Кадастровая цена объекта рассчитывается на основании ст. 360 НК РФ и основывается на рыночной стоимости.

Начисление налога производится раз в год, а его уплата производится несколькими способами:

  • Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возможно самостоятельное перечисление денежных средств с расчетного счета.
  • Физические лица могут вносить платежи после получения уведомления от налоговых органов.

Для некоторых категорий граждан действующим законодательством РФ предусмотрены льготы.

Преимущества и недостатки приватизации

Владение придомовой территорией возле МКД имеет свои плюсы и минусы. К положительным факторам можно отнести:

  • возможность получения дохода за счет сдачи земли в аренду;
  • увеличение стоимости квартир, расположенных в доме;
  • распоряжение и благоустройство территории по усмотрению собственников;
  • невозможность возведения на приватизированном участке новых домов, магазинов и прочей коммерческой недвижимости без согласия владельцев.

К негативным последствиям приватизации такой территории относят:

  • затраты на содержание территории;
  • уплата налогов на недвижимое имущество.

Нюансы процедуры

Приватизация придомовой территории многоквартирного дома – процедура, имеющая ряд нюансов.

Во-первых, МКД, возведенные до 2005 года, внесены в Росреестр вместе с прилегающей территорией и переданы в собственность владельцам квартир автоматически.

Во-вторых, начиная с 2013 года, все постройки поставлены на кадастровый учет застройщиками. Таким образом, приватизации подлежат участки, прилегающие к домам, построенным в период с 2005 до 2013 года.

Стоит отметить, что приватизация придомовой территории возможна и в малоэтажных домах. Сама процедура оформления не имеет отличий от вышеописанных, однако, оформить в собственность такие участки могут лишь жильцы нижних этажей. Что касается назначения территории, то она предназначается для посадки плодовых деревьев, овощей, зелени, постройки кладовых помещений и т.д.

В случае, когда инициатором приватизации выступает всего один владелец, размер территории, переходящей в его собственность, будет пропорционален его доле собственности в МКД.

Таким образом, если гражданин, владеющий квартирой в МКД, имеет в собственности площадь, составляющую 0,29% от общей, то он вправе рассчитывать при приватизации на часть земельного участка, составляющую 0,29% от общей его площади.

В случае нарушения действующего законодательства и при ненадлежащем содержании придомовой территории, к владельцам участка может быть применена административная ответственность, с возможностью последующего отчуждения права собственности на территорию. Кроме того, нарушение прав граждан, не проживающих в МКД, может привести к наложению сервитута на приватизированную территорию.

В случае возникновения спорных ситуаций по отношению придомовой территории в МКД, заинтересованные в приватизации лица вправе обращаться в судебные органы. Ответчиками в процессе разбирательства будут выступать органы местного самоуправления, распоряжающиеся земельным участком. Стоит отметить, что согласно ЖК РФ:

  1. Размер приватизируемой земли не может быть меньше площади МКД, возведенного на ней.
  2. В состав придомового участка входит не только свободная площадь, но и площадь, предназначенная для постройки коммунальных объектов, гаражей.
  3. В состав оформляемой в собственность территории входят объекты благоустройства.

Источник: https://uslugi-gkh.ru/pridomovaya-territoriya/privatizatsiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.