Приватизация земельных участков курсовая

Курсовая работа на тему- Приватизация земли в РФ Выполнила Студентка 3 курса Факультета В

Приватизация земельных участков курсовая
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

Курсовая работа на тему: «Приватизация земли в РФ»

Выполнила

Студентка 3 курса

Факультета ВВО

заочного отделения

«Юриспруденция»        Логачева Я.А.      

Проверила                   Зверева А. Н.

Москва 2014

Введение 3

Глава I. Начало приватизации. 90-е годы 6

Нормативная база приватизации 7

Ваучерная приватизация 11

Залоговые аукционы 15

Приватизация в Москве 17

Глава II. Приватизация в наши дни 20

Основания приватизации земли 20

Отказ в приватизации земли 21

Обжаловине отказа в приватизации земли 23

Приватизируемые земельные участки 25

Общий порядок приватизации земельных участков 26

Регистрация прав на земельный участок 27

Глава III. Практика приватизации 29

Какие жилые помещения могут быть приватизированы? 29

Какие жилые помещения нельзя приватизировать? 30

Кто решает вопрос о приватизации жилья? 33

Кто из проживающих в жилам помещении участвует в приватизации? 35

Как оформляется приватизация жилых помещений? 37

Как оплачивается оформление приватизации жилья? 40

Список литературы 42

Введение

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

До приватизации квартиры (жилого помещения), лица, проживающие в ней условиях найма (на основании договора социального найма), подтверждением которого является ордер (выписка из распоряжения на право заключения договора социального найма), являются нанимателями этой квартиры (жилого помещения).

Договор социального найма подразумевает только владение и пользование квартирой, в то время как право собственности помимо владения и пользования включает в себя еще и право распоряжения данной квартирой.

После приватизации квартира переходит в собственность лиц, которые участвуют в приватизации.

Следовательно, право собственности предоставляет больше прав. Подтверждением права собственности является свидетельство о регистрации права собственности и договор передачи квартиры.

Кроме того, после приватизации квартиры, у лиц, на которых оформлено право собственности, возникают дополнительные гарантии. Например: после смерти владельца квартира переходит по наследству, в то время как неприватизированная квартира при отсутствии в ней других прописанных лиц – переходит к муниципалитету.

Также лишь после приватизации вы сможете продать или иным способом отчуждать свою квартиру. Владелец квартиры может вселять в свою квартиру жильцов, не связанных с ним родственными узами и вне зависимости от количества квадратных метров, приходящихся на каждого проживающего, наниматель же должен соблюдать установленный порядок регистрации (прописки).

Но, с другой стороны, одновременно с правами хозяин квартиры приобретет и определенные обязанности.

В частности, ему придется ежегодно платить налог на недвижимое имущество. Сегодня эти платежи вполне сопоставимы по величине с суммами, включаемыми в квартплату в строке «оплата жилья», «плата за найм» и т.п. (В разных городах этот платеж может называться по-разному).

Поэтому большой разницы в затратах на содержание одинаковых муниципальной и приватизированной квартир нет. Но в ближайшем будущем Правительство намерено ввести налогообложение недвижимости исходя из ее рыночной стоимости. Это те расходы, которые собственники будут нести дополнительно по сравнению с нанимателями муниципального жилья.

Следующий момент – разница в предоставлении альтернативного жилья, если, например, ваш дом подлежит сносу.

При расселении семьи, арендующие квартиры, получают новую по действующим санитарным нормам (это примерно 18 квадратных метров общей площади на человека – в разных регионах по разному).

Владельцы собственного жилья переселяются на жилплощадь не меньше прежней. Поэтому ясно, что для большой семьи, теснящейся в маленькой квартирке, выгоднее оставить квартиру муниципальной – тогда при переезде они получат больший метраж.

Если же квартира просторная, а семья маленькая, лучше ее приватизировать – при переселении никто не сможет «отнять» «лишние» метры.

Выселить из приватизированной квартиры могут также как и из неприватизированной квартиры по решению суда в случаях:

-граждане используют жилую площадь не по назначению (например, сделали в квартире офис или мастерскую);

-систематически нарушают права и интересы соседей;

-задерживают оплату жилищно-коммунальных услуг более чем за полгода.

В случае состоявшегося судебного решения приватизированную жилую площадь продадут с торгов, а владельцам отдадут вырученную сумму, за минусом судебных издержек, расходов на организацию торгов и долгов по квартплате. В то время как при большой задолженности по квартирной плате и (или) иных указанных выше случаях людей из неприватизированных квартир переселяют без их согласия в менее комфортное жилье и более худший район.

Таким образом, каждый должен решить для себя сам выгодно ли ему приватизировать имеющееся у него жилье или нет.

Глава I. Начало приватизации. 90-е годы

Приватизацию можно определять неоднозначно, как положительное и как отрицательное для нашего государства явление.

Приватизация в России осуществлялась с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождалась исключительным уровнем коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б.

Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками.

С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную.

В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

С некоторых точек зрения главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства.

В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров. Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация была проведена с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти .

Приватизация земельных участков

Приватизация земельных участков курсовая

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

50

Курсовая работа

Тема:Приватизацияземельныхучастков

fОглавление

  • Введение
  • Глава I. Понятие приватизации
  • § 1. Приватизация в России и земельная реформа
  • § 2. Общая характеристика законодательства о приватизации земельных участков
  • Глава II. Основания приватизации и порядок приватизации государственных и муниципальных земель РФ
  • §1. В результате перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом земельном участке
  • § 2. Собственником расположенного на участке объекта недвижимости
  • § 3. При приватизации находящихся на земельном участке объектов недвижимости
  • § 4. Собственниками помещений в многоквартирных домах
  • § 5. Для садоводства, огородничества, дачного хозяйства
  • Библиографический список

fВведение

приватизация земельный участок российский

Особое значение для реализации отношений по поводу приобретения земельных участков из государственных земель сельскохозяйственного назначения имеет статья указанного Федерального закона, согласно которой до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды; приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. С. 100

Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” содержит термин “приватизация земли”.

Однако применительно к сельскохозяйственным угодьям, предоставленным сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, данный Закон предусматривает их бесплатное предоставление гражданам на праве общей собственности, но не приватизацию: “Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации” (п.4 ст.10). Аналогично в отношении фонда перераспределения земель Закон предусматривает их предоставление в собственность на безвозмездной или возмездной основе. Таким образом, в данном Законе нет четкого определения приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

Можно заметить, что и Земельный кодекс РФ, предоставляя гражданам, обладающим земельными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, право однократно бесплатно приобрести их в собственность, не называет данные процедуры приватизацией. Кузнецов Д. Понятие приватизации земельных участков в российском законодательстве / Хозяйство и право. – 2004. – № 7

Что касается ограничений объектов права собственности, то закон регламентирует предельные размеры земельных участков, которые могут передаваться в собственность граждан из государственных и муниципальных земель. Так, в соответствии со ст.

33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законодательством субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Однако практика свидетельствует о довольно распространенных нарушениях указанного правила, когда предоставляемые в собственность граждан земельные участки для садоводства, дачного и индивидуального жилищного строительства (так называемого коттеджного строительства) значительно превышают установленные размеры. Право собственности на землю в России и ЕС: правовые проблемы: сборник статей. Отв. Ред. И.А. Иконицкая. М.: Волтерс Клувер. 2009.С. 21 – 22

Статья 27 ЗК определяет виды земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности, тем самым очерчивает круг объектов права частной собственности. Земельные участки, которые не подлежат приватизации, делятся на две группы: земли, изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, однако федеральными законами могут быть предусмотрены исключения из этого правила.

Определение перечня земельных участков, которые не могут быть приватизированы, – основание для вывода о том, что все остальные участки, не включенные в этот перечень, могут быть объектами права собственности.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ, и др.

В ФЗ о приватизации (п.8 ст.28) указан несколько иной перечень земельных участков, которые не могут быть приватизированы. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2007. – С. 146 – 147

В соответствии с ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” отчуждение имущества в собственность физических и (или) юридических лиц осуществляется исключительно на возмездной основе.

Однако возможна приватизация земельных участков на безвозмездной основе. Если возмездная приватизация осуществляется путем заключения договора купли-продажи, то при бесплатной приватизации заключение договора необязательно.

Право частной собственности на земельный участок возникает на основании административного акта полномочного органа.

Федеральный законодатель не требует помимо такого акта о предоставлении земельного участка обязательного оформления во всех случаях соответствующей гражданско-правовой сделки. Вместе с тем, бесплатное приобретение земельного участка может быть оформлено в договорной форме.

Земельным законодательством предусмотрены следующие случаи бесплатной приватизации земельных участков. Во-первых, граждане, уже владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, вправе переоформить имеющийся титул на право собственности.

Во-вторых, граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки в связи с тем, что на них расположены жилые дома, приобретенные в результате сделок до вступления в силу Закона СССР “О собственности в СССР” (т.е. до 1 июля 1990 г.), вправе зарегистрировать право частной собственности на такие земельные участки.

В-третьих, лица, владеющие помещениями в жилом доме или сооружениями, входящими в состав общего имущества многоквартирного дома, вправе приобрести право общей долевой собственности на земельный участок в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В-четвертых, юридические лица определенных организационно-правовых форм (благотворительные и религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов), имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе приобрести в собственность эти земельные участки.

По мнению некоторых специалистов, здесь имеет место дискриминация остальных организаций (нерелигиозных и не имеющих отношения к инвалидам), что напрямую нарушает нормы Конституции РФ, в частности, о недопустимости дискриминации по признакам религиозной принадлежности, об отделении церкви от государства и т.д. Измайлова М.

Новый порядок приобретения прав на государственные и муниципальные земельные участки // Корпоративный юрист. – 2008. – № 2. – С. 10 И, наконец, граждане “льготных категорий” вправе приобрести земельные участки в собственность для строительства, либо для целей, не связанных со строительством.

Отметим, что в первом случае может быть приватизирован земельный участок вне зависимости от того, расположено ли на нем недвижимое имущество или нет; во втором, третьем и четвертом случаях – приватизируется застроенный земельный участок; в двух последних – передаче в частную собственность подлежат незастроенные земельные участки. Шатрова О.В. Бесплатная приватизация земельных участков в поселениях /”Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения”, № 4, июль-август 2006 г.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

Земельное законодательство (п.2 ст.15 ЗК) закрепляет право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, т.е. равное право на приватизацию земельных участков.

Законодательство не установило никаких особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки. Право собственности на земельный участок юридического лица не связано с его организационно-правовой формой и подчинено общим нормам гражданского законодательства, определяющего режим имущества юридического лица.

Законодательство не предусматривает различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности юридических лиц, и в содержании принадлежащих им полномочий.

Равноправие всех так называемых форм и видов собственности обеспечивается единым для всех субъектов механизмов реализации права собственности и защиты прав собственника.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства могут иметь в собственности землю. Основные ограничения прав указанных лиц на приобретение в частную собственность земельных участков состоит в следующем. Согласно п.3 ст.

15 ЗК иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2007. – С. 146 – 147

Действующее российское законодательство содержит множество противоречий при регулировании отношений, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Необходимо внесение изменений и дополнений в действующие Земельный кодекс РФ, Закон о приватизации, иные федеральные законы с целью введения единого и четкого определения не только понятия “приватизация земельного участка”, но и критериев ее возмездности либо безвозмездности, порядка принятия решений уполномоченными органами. Кузнецов Д. Понятие приватизации земельных участков в российском законодательстве / Хозяйство и право. – 2004. – № 7

fГлава II. Основания приватизации и порядок приватизации государственных и муниципальных земель РФ

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00137268_0.html

Приватизация земли

Приватизация земельных участков курсовая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА   ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат по дисциплине Земельное право

На тему Приватизация земли

                                                                                                                                Выполнил:

                                                                                                                         студент 4 курса

                                                                                                                    группы «_Ю-44_»

                                                                                                                        Дорошенко Г.В.

                                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                                                            Евсеенко И.Д

Москва

2015

Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Право собственности на землю……………………………………………………..4

1.1 Формы собственности на землю……………………………………………………8

2.Закон о приватизации земельных участков……………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………………..20

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми новыми экономическими условиями в сфере земельных отношений, поскольку переход к цивилизованным рыночным отношениям закономерно требует усиления роли права во всех отраслях жизнедеятельности российского общества.

Россия располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых составляет более 1,7 млрд га. Это национальное богатство, прочная основа решения многих социально-экономических проблем.

Однако реальное богатство нашей страны состоит не в размере ее земельных ресурсов, а в том, как организовано их хозяйственное использование, какие доходы и иную пользу дает земля людям. И это в значительной степени зависит от степени участия земельных участков в гражданском обороте.

Земля как пространственный базис постепенно вовлекается в процесс передачи собственности из государственной в частную. Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами.

Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту. Поэтому еще в XIX веке юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права.

Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного – при определении государственных границ; административного – при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского – при совершении сделок с земельными участками; семейного – при решении споров о разделе собственности супругов; финансового – при земельном налогообложении; аграрного – при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.

  1. Право собственности на землю

В теории права различают такие понятия, как собственность и право собственности. Собственность — это система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления, т.е.

обретение чего-то в свою принадлежность. Субъекты собственности наделяются правом собственности.  Право собственности является самым полным имущественным правом, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В его основе —  дозволение совершать любые действия, не запрещенные законом, учитывая публичный характер регулирования отношений собственности на землю.

Собственность существует в течение всего времени, пока существует имущество, его объект – земельный участок (имеет бессрочный характер). В его основу заложен принцип: одна и та же вещь, в данном случае земельный участок может принадлежать только одному собственнику или нескольким собственникам.

Как было сказано выше, собственнику принадлежат такие правомочия, как право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Под правомочием владения понимается возможность фактически обладать данным имуществом. Такая возможность должна быть юридически обоснованной, т.е. необходимо наличие правового основания на владение. Фактическое обладание может заключаться в том, что собственник непосредственно имеет данную вещь в своем обладании (например, живет в доме, построенном на принадлежащем ему земельном участке).

Право пользования представляет собой возможность извлечения из имущества полезных свойств. Такое извлечение возможно, например, при эксплуатации имущества по его целевому назначению. По общему правилу, использовать имущество может лишь его фактический обладатель, т.е. Владелец.

Распоряжение имуществом означает для собственника возможность определения юридической судьбы вещи.

Например, собственник может отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом (сдавать в аренду, передавать доверительное управление), отдавать имущество в залог и распоряжаться им иным образом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Земля является особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на этот объект в той мере, в какой вопросы оборота земли не урегулированы законодательством о земле. В Гражданском кодексе эти вопросы урегулированы главой 17 «Право собственности и другие вещные права на землю».

Лица, имеющие в собственности земельный участок вправе распоряжаться им свободно, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

К числу земель, исключенных из оборота в соответствие со ст.

27 Земельного кодекса, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, а также и земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Кроме этих ограничений существуют также ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В частности, использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.

Объектом права собственности являются не все земли вообще, а конкретный земельный участок. Это правило является общим правилом для гражданского законодательства. Право собственности может распространяться только на вещи, определенные родовыми или индивидуальными признаками.

Территориальные границы земельного участка устанавливаются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику специально уполномоченными государственными органами.

К числу таких документов относится, например, свидетельство о праве собственности на землю, выдаваемое в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Если иное не предусмотрено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой (в настоящее время не установлено ограничений на обладание им) и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Леса являются исключительной собственностью Российской Федерации, но могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации. Это не относится к городским лесам и лесам, расположенным на землях обороны. Иная растительность (растения, древесно-кустарниковая растительность, зеленые насаждения) может находиться в собственности собственника земельного участка без ограничения.

Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.

В настоящее время действуют Закон РФ «О недрах», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и Воздушный кодекс РФ.

Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов, поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.

) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.

Использование воздушного пространства ограничивается для частных собственников в соответствие с Воздушным кодексом РФ. Забор воздуха для предпринимательских нужд осуществляется на основании лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом.

Высотное строительство осуществляется в соответствии с градостроительными нормами и правилами, а также в соответствии с градостроительным планом развития данной территории.

Таким образом, использование пространства над земельным участком тоже ограничено.

Помимо прав закон устанавливает для собственника и обязанности. Основной обязанностью собственника является бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В состав этой обязанности входит, если иное не предусмотрено законом или договором, необходимость заботы о своем имуществе, поддержание его в должном состоянии (не захламление участка, использование его по целевому назначению, недопущение ухудшения качества земель и т.д.).

Собственник несет также риск случайной гибели или порчи своего имущества при отсутствии чьей-либо вины (наводнение, землетрясение и т.д.). Риск случайной гибели переходит к собственнику в соответствии с правилами гражданского законодательства о возникновении права собственности. Например, такой риск переходит на приобретателя земельного участка с момента государственной регистрации.

 Следует отметить, что существуют также и ограничения прав на землю, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом (ст.56) и федеральными законами (Например: ФЗ «Об оборото способности земельных участков», ФЗ «О правовом режиме земель», ФЗ «Об обязанностях собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей»).

Эти ограничения связаны с сохранением природных объектов или памятников истории и культуры; с созданием необходимых условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности; связанные с эксплуатацией промышленных, транспортных и иных объектов и коммуникаций; с охраной жизни и здоровья людей и т.д.

Многообразие целей приводит к тому, что ограничения прав на землю определяются в федеральных законах, относящихся к самым разным отраслям законодательства.

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Именно из-за многообразия ограничений прав на землю Земельный кодекс РФ при регулировании соответствующих вопросов в ст. 56 оставил открытым перечень соответствующих ограничений.

    1. Формы собственности на землю

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. Это указано в Конституции Российской Федерации. А именно ст.9  указывает на то, что  земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

        1)государственная;

        2)муниципальная;

        3)частная.

Рассмотрим эти 3 формы подробнее.

Право государственной собственности на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и

собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место.

Государственные земли – наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение.

Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически.

С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_51/privatizaciya-zemli/547327.3420000.page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.