Приватизация земельное право

Содержание

Приватизация земельных участков гражданами

Приватизация земельное право

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Можно ли приватизировать земельный участок

Приватизация земельное право

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Приватизация земельного участка: порядок и процедура, как приватизировать землю в 2021 году, документы на приватизацию земельного участка

Приватизация земельное право

» Жилищные споры » Приватизация земельного участка

888 просмотров

Что такое приватизация земли? Это фактическая покупка или получение земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности с последующим оформлением права собственности на него. О том, кто имеет право на такую процедуру и как его реализовать читайте в этой статье.

Можно ли приватизировать землю?

Каждый гражданин России имеет право приватизировать землю, оформив ее в собственность. В 2021 году это право не изменилось. Закон гласит, что приватизация такого типа доступна только один раз в жизни.

Исключением из последнего заявления являются несовершеннолетние лица, который участвуют в приватизации. Несмотря на то, что они являются полноценными собственниками полученного участка, они же сохраняют свое право на дальнейшую приватизацию уже после совершеннолетия.

Получение в собственность участка земли позволяет распоряжаться им по собственному усмотрению:

  • Продавать.
  • Сдавать в аренду.
  • Вносить улучшение и застраивать.
  • Передавать по наследству.

Если земля не находится в собственности (аренда или безвозмездное использование), такой участок не считается личным владением его пользователя. Как следствие, он не имеет права передавать его по наследству.

Пример: Человек, на основании договора аренды всю свою жизнь пользоваться земельным участком. Он построил на нем дом, в котором живет вся семья, однако никаких действий касательно приватизации не производилось.

После смерти этого человека земля возвращается в пользование муниципалитета или государства. Как следствие, от жильцов дома могут потребовать сносить его за свой счет.

В такой ситуации есть неплохой шанс через суд восстановить аренду земли на любого из жильцов и провести приватизацию, чтобы исключить подобные проблемы в дальнейшем.

Право на приватизацию участка регулируется Земельным Кодексом РФ. Практически любой человек имеет возможность получить землю для собственных потребностей, за некоторыми исключениями.

Кто имеет право?

Любой человек, который ранее не пользовался правом на приватизацию может получить в собственность участок, но только в том случае, если он на данный момент является его пользователем. Таким образом, право на приватизацию имеют только лица, ранее получившие землю в пользование в рамках договора аренды либо безвозмездно.

Право безвозмездного пользования не то же самое, что и приватизация, так как это право не дает возможности передавать участок по наследству либо продавать его. Единственное, чем это отличается от аренды – отсутствием платежей.

Приватизировать участок не смогут те лица, у которых его фактически нет, а также те, кто уже ранее реализовал свое право на приватизацию. Также не могут заниматься приватизацией иностранные граждане.

Кроме того, часть участков нельзя приватизировать в принципе. К таковым относятся:

  • Земли, которые изъяты из обращения либо зарезервированы для государственных нужд.
  • Земли, напрямую запрещенные к приватизации (обычно, без объяснения причин).
  • Земли общего пользования. Например, возле берега реки, озера или моря. Сюда же относятся участки земли, на которых проходит трасса или улица.

Как приватизировать земельный участок

Получить в полное самостоятельное использование государственную или муниципальную землю можно после прохождения достаточно длительной и сравнительно сложной процедуры. Сложнее всего разобраться с документами и собрать полный пакет.

Порядок действий

  1. Подготовка документов (подробный перечень см.ниже).
  2. Предоставление бумаг в государственную структуру.
  3. Получение решения.
  4. Межевание и кадастровые работы.
  5. Получить разрешение на приватизацию.
  6. Оформить право собственности.

Процесс, процедура

С чего начинать процедуру приватизации? Первым делом нужно собрать документы. Дальнейшие действия без них невозможны. Даже если какой-то бумаги нет, сначала ее нужно найти/восстановить и только потом продолжать оформление.

Готовый пакет документов подается или территориальное структурное подразделение Росимущества либо в муниципальную администрацию. Зависит это от того, в чьей собственности находится земля. Эту информацию можно найти в выписке из ЕГРН.

После подачи документов, пользователю земли выдают расписку о том, что заявление и бумаги приняты.

Если подавать нужно в Росимущество, то сделать это можно как лично, так и через МФЦ. Более того, можно направить документы с заявлением по почте.

После рассмотрения документов, выдается решение о предоставлении земли. Если последует отказ, то нужно уточнить, по какой именно причине. В отдельных случаях проблему с отказом можно решить через суд.

Далее требуется межевание участка и уточнение его границы. Это актуально только в том случае, если раньше подобная процедура не проводилась. Если же проводилась, то можно сразу же подавать заявление на приватизацию.

В остальных случаях границы уточняются, изменяются (если это необходимо) или устанавливаются заново (если раньше участка на этом месте официально не было). Чтобы произвести эту процедуру необходимо заключить договор с кадастровым инженером, на основании которого он составит соответствующим план.

Процедура проводиться ФКП Росреестра.

С подготовленным планом далее нужно обратиться все в тот же Росреестр для постановки его на кадастровый учет. После этого следует еще раз обратиться в администрацию или Росреестр с заявлением о приватизации участка.

По результатам согласования, там выдадут соответствующее решение. Там же, в Росреестре, при помощи данного решения нужно будет оформить право собственности и получить соответствующие документы.

С этого момента пользователь земли считается ее собственником, со всеми правами и обязанностями.

Сроки

Предварительное согласование занимает около 1 месяца, но не более 30 дней. В отдельных случаях, если требуется уточнить информацию либо донести какие-то документы, срок может быть продлен до 45 дней.

Учитывая необходимость собирать документы и бегать по инстанциям (в некоторых местах вполне возможны очереди), срок приватизации можно смело рассчитывать, как 2 месяца, а то и более.

Но если все бумаги на руках, и они в полном порядке, то уже через 1 месяц можно стать полноценным собственником участка.

Стоимость, расходы

Если участок используется для личного хозяйства, садоводства, жилищного строительства или равнозначно подходит для любой из перечисленных задач, госпошлина за оформление его в собственность составит всего 350 рублей. В любом другом случае госпошлина будет равно 2000 рублей.

В отдельных случаях, например, при подаче документов через сайт Госуслуг, можно получить скидку примерно в 30% от этого платежа. Стоимость услуг по определению границ может варьироваться в зависимости от расположения участка и его особенностей.

В среднем заплатить нужно будет около 2-5 тысяч рублей.

Документы необходимые для приватизации земли

Какие документы нужны для приватизации:

  • Заявление. Их потребуется два: одно для предоставления участка в аренду, второе о приватизации. Первое не потребуется в том случае, если земля уже находится в аренде человека, который занимается приватизацией.
  • Паспорт заявителя или представителя.
  • Если работа ведется через представителя, то требуется нотариально заверенная доверенность.
  • Договор аренды или любой другой документ, на основании которого он пользуется участком.
  • Кадастровый план. Если такового нет, сначала его нужно получить.
  • Выписка из ЕГРН. Она не требуется только в том случае, если участок абсолютно новый и только будет образован.

О бесплатной приватизации земли

Получить землю бесплатно можно описанным выше образом. Однако доступна такая возможность только для определенных категорий лиц:

  • Граждане, которые пользуются данным земельным участком уже более 5 лет.
  • Семьи, имеющие трех и более детей. В отдельных регионах дополнительным требованием может быть постановка на учет в качестве лиц, нуждающихся в помощи.
  • Граждане, желающие получить участки в Дальневосточном округе.

Следует учитывать, что в разных регионах также могут быть и дополнительные категории лиц, имеющих право на бесплатную приватизацию земли.

Процедура приватизации земельного участка может быть слишком сложной для самостоятельной реализации. В такой ситуации проще и быстрее обратиться к специалистам. Наши опытные юристы на бесплатной консультации прояснят спорные вопросы. Также они готовы оказать помощь в сборе необходимых документов и последующем оформлении права собственности.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Что говорит закон о приватизации земельных участков

Приватизация земельное право

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно.

Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом.

С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки.

Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства.

Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно.

При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога.

Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог.

Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству.

При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах.

Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план.

Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса.

В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию.

Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной.

Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее.

Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли.

Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д.

Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них.

Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Источник: https://privatizacia.info/zakon-o-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Закон о приватизации земельных участков: исключительное право, особенности процедуры

Приватизация земельное право

После распада СССР граждане получили право оформления государственной земли в частное владение. Приватизация носит временный характер. Сегодня она еще доступна.

Поэтому важно успеть воспользоваться возможностью оформить надел в личную собственность. Для этого стоит знать закон о приватизации земельных участков, Земельный кодекс РФ.

Это поможет действовать юридически грамотно, отстоять личные права и интересы в случае их нарушения.

Правовое регулирование

Приватизация земли – это процесс передачи недвижимого имущества, принадлежащего государству (муниципалитету), в частную собственность. Она дает право человеку распоряжаться наделом по своему усмотрению. После приватизации гражданин может дарить, сдавать в аренду, завещать участок.

До этого его права ограничены и все действия нужно согласовывать с администрацией. Процедура перевода государственной земли во владение граждан регулируется рядом нормативно-правовых актов. Термин «приватизация» используется в Земельном кодексе России (ЗК), введенным в действие еще в 2001 году ФЗ №136.

Например, встречается данное понятие в статьях, посвященных особо охраняемым природным территориям, сельскохозяйственным угодьям.

Осуществляется данная процедура на базе ФЗ №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», принятого 21 декабря 2001 года.

Дополнительно могут использоваться положения Федеральных законов №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с действующим законодательством, приватизации подлежат те участки, которые находятся в пожизненном наследовании или получены в бессрочное пользование, являются дачными или садоводческими. В доме, возведенном на таком наделе, человек имеет право прописаться.

Особенности приватизации муниципальной собственности

Существенные моменты процесса приватизации заключаются в следующем:

  • Безвозмездный характер.
  • Добровольность приватизационной процедуры.
  • Стандартная для всех регионов России форма договора.
  • Возможность приватизации жилья на одного человека или в долях на несколько лиц.
  • Вне зависимости от количества участников приватизации договор о подтверждении права владения выдается в единственном экземпляре. Каждый собственник может получить заверенную нотариусом копию документа.
  • Подлежит приватизации имущество публичных форм собственности (государственное и муниципальное).

Существуют некоторые особенности приватизации как государственной, так и муниципальной недвижимости:

  • Чаще всего приватизируется имущество муниципалитета, так как принадлежащей государственным организациям жилищный фонд крайне мал, и зачастую данные жилые объекты вообще не подлежат передаче в собственность гражданам, например, квартиры в военных городках.
  • Жилье государственного уровня вместо приватизации обычно продается по аукциону, так как оно более дорогостоящее, чем муниципальное.
  • Приватизация сельскохозяйственных земель, относящихся к муниципальному земельному фонду, происходит на основании актов, которые принимаются местной властью.

На всей территории Российской Федерации действуют единые требования и положения в области приватизации объектов недвижимости.

Когда началась и до какого года возможна приватизация земли в России?

Частная собственность на земельные участки появилась не так давно. Во времена советского союза понятия «приватизация» не существовало. Вся недвижимость принадлежала государству. Граждане имели право пользоваться наделами неограниченный срок. Но продавать землю было нельзя.

Возможность получить в личную собственность государственное недвижимое имущество у россиян появилась после распада СССР. В октябре 2001 года был введен в действие Земельный кодекс.

Этот нормативный акт был призван урегулировать земельные правоотношения. Именно в нем прописано право граждан на получение надела в частное владение.

Вопрос, до какого года можно приватизировать земельный участок, является актуальным для многих граждан.

Процесс бесплатного упрощенного перевода надела из государственной собственности в частную, в народе называется дачной амнистией.

Действие данной программы ограничено во времени. Уже несколько раз срок приватизации продлевался. Последний раз подобные изменения произошли в 2020 году. Тогда возможность оформления государственной земли в личную собственность была продлена до конца 2020 года. Вероятно, что приватизация земли будет снова пролонгирована.

Кто обладает исключительным правом?

В Земельном кодексе России приведены особенности предоставления государственного или муниципального надела в частное владение. В первом пункте статьи №39.20 данного нормативно-правового акта описано, кто имеет исключительное право на приватизацию участка.

Исключительное право есть у граждан, которые являются владельцами жилых или нежилых построек, расположенных на таком наделе. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют физические и юридические лица.

https://www.youtube.com/watch?v=2_pRZFfZAn8\u0026list=PLUFgWYC7FAICKz0cb2AVGEvCXKsHmvzdJ

Согласно действующему законодательству, наделы, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, не могут быть оформлены в частное владение, если сооружения, возведенные на них, размещаются на основании сервитута.

Исключительным правом на приватизацию обладают также лица, которые пользуются земельными участками бессрочно, на правах пожизненно наследуемой собственности. Но в этом случае не предусмотрена бесплатная передача земли в частное владение. Поэтому надел придется выкупать.

Порядок приватизации земельного участка

Общий порядок действий заключается в сборе необходимых документов. Перечень определен Приказом Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года. К ним относится:

  • Копия паспорта и ИНН.
  • Нотариально заверенная доверенность, если заявителем выступает иное лицо.
  • Согласие супруга, составленное нотариусом.
  • Справка о многодетной семье( при наличии).
  • Подтверждение инвалидности, копия пенсионной книжки( для льгот).
  • Паспорт участка с кадастровым номером.
  • Копия арендного договора.
  • Государственный акт о предоставлении земельного участка.
  • Свидетельство о праве собственности на недвижимость, расположенную на участке.

В случае платного варианта, придется добавлять справки о:

  • Нормативной стоимости.
  • Общей площади.
  • Размере земельного налога.
  • Оценочной стоимости из БТИ.

Имея полный пакет документов, требуется правильно заполнить заявление, выданное в государственном учреждении. Указать наименование исполнительного органа, свои паспортные данные, с номером телефона и места жительства. Поставить дату подачи и составить перечень прилагаемых документов.

Источник: https://tbti.ru/kvartira/zakonodatelstvo-o-privatizacii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.