Приватизация земель общего пользования

Содержание

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения и земель общего пользования

Приватизация земель общего пользования

Под приватизацией сельскохозяйственных земель понимается передача из государственной или муниципальной собственности участков земли (обычно дачных или садовых) во владение физическим лицам или организациям. Приватизация может происходить как на возмездной основе, так и бесплатно.

Особенности приватизации

Приватизация необходима для возможности полноправно владеть и распоряжаться земельным наделом, так как, только имея участок в собственности, можно осуществлять следующие действия:

  • Продажа;
  • Дарение;
  • Обмен;
  • Передача по наследству.

Не оформленные в собственность земли можно только передать по завещанию, если они используются на правах пожизненного наследуемого владения, а вот земельные садовые и дачные участки, находящиеся в постоянном бессрочном пользовании у граждан, после смерти таких граждан переходят в собственность государства как выморочное имущество.

Государство значительно упростило процедуру оформления приватизации рядом законодательных актов.

Приватизация сельскохозяйственных земель регулируется:

  • Законом № 101 «Об обороте СХ-земель»;
  • Законом № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»;
  • Законом № 178 «О приватизации…».

Право бессрочного использования дачных участков не передаётся по наследству, но приватизация таких земель не ограничивается сроком, согласно пункту 2.1 ст. 3 ФЗ № 137.

Приватизация садовых и дачных наделов, используемых по праву бессрочного пользования, осуществляется при получении разрешения муниципальных или федеральных властей, согласно ч. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ.

Необходимые документы

Для осуществления приватизации пользователям сельскохозяйственных наделов необходимо получить правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии права на приватизацию.

К таким документам могут относиться:

  • Свидетельство о праве постоянного бессрочного использования;
  • Свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения;
  • Соглашение об аренде земли у государства;
  • Документ о предоставлении земли в пользование;
  • Садовая членская книжка садовода.

Если у землепользователя имеется только членская книжка, то ему необходимо обратиться в правление для получения справки о предоставлении земли именно данному лицу (или его родственнику) земельного надела в пользование ранее.

Помимо правоустанавливающих документов, претендующему на приватизацию лицу необходимо собрать:

  • Выписку из ЕГРП на приватизируемый участок с указанием государственного собственника;
  • Справку о постройках на участке;
  • Кадастровые документы (если есть);

Землепользователь может самостоятельно составить план-схему участка относительно соседних и утвердить её у председателя правления садового товарищества, а кадастровые работы провести уже после оформления прав собственности.

Выписка из ЕГРП определяет место подачи заявления. Если участок находится в муниципальной собственности , то разрешение на приватизацию необходимо получать в земельном комитете местного муниципалитета, а если участок находится в федеральной или региональной собственности, то для приватизации нужно будет обратиться в отделение Росимущества, узнать адрес которого можно на сайте.

Порядок процедуры

Оформление прав собственности на сельскохозяйственные земли происходит следующим образом:

Обращение к государственному владельцу земли с заявлением о приватизации; Получение разрешения на приватизацию;

Обращение в орган Росреестра для оформления прав собственности.

Заявление на приватизацию составляется землепользователем и должно содержать просьбу о передаче земли во владение на основании законодательных актов (перечислить), а также следующие данные:

  • Адрес земельного надела;
  • Площадь надела;
  • Тип права пользования;
  • Номера правоустанавливающих документов;
  • ФИО и контактные данные заявителя.

Заявление рассматривается земельным комитетом максимум 30 дней, после чего выдаётся отказ или разрешение на приватизацию. Отказ может быть получен по следующим причинам:

  • Указание недостоверных и/или неточных данных в заявлении;
  • Использование права приватизации ранее;
  • Невозможность предоставить землю в связи с её ограничением в обороте.

Отказ из-за ограничения земли в обороте в частности касается участков, расположенных в пределах 100 метров от воды. Такие участки запрещено приватизировать (п. 3 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»), они выдаются гражданам только в долгосрочную аренду.

После получения разрешения, заявителю нужно обратиться в отделение Росреестра для оформления прав собственности, приложив к разрешению следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию госпошлины;
  • Схему участка, заверенную председателем СНТ.

Регистрация занимает десять дней, после чего выдаётся свидетельство о праве собственности.

Стоимость

Для владельцев дачных и садовых участков приватизация осуществляется бесплатно, нужно только будет заплатить госпошлину за регистрацию права собственности в размере 200 рублей.

Для пользователей крестьянских хозяйств и других сельскохозяйственных организаций, целью которых является извлечение прибыли стоимость приватизации будет рассчитываться из кадастровой цены приватизируемых земель, но не более 15% от её стоимости в случае, если участки были переданы в муниципальную или федеральную собственность менее полугода назад (п. 5.1 ст. 10 ФЗ № 101).

Сельскохозяйственные угодья, используемые по праву пожизненного наследуемого владения (кроме дачных и садовых участков), приобретаются за процент от кадастровой стоимости, установленный местными властями, но не более 15% (п. 7 ст. 10 ФЗ № 101).

Приватизация земель общего пользования

На территориях садовых и дачных товариществ, помимо земель, находящихся в пользовании граждан, существуют земли общего пользования, к которым относятся:

  • Дороги;
  • Проезды;
  • Газоны и т.д.

Данные земли находятся в собственности муниципалитета или государства, предоставившего участок садовому или дачному кооперативу.

Такие земли могут быть оформлены в собственность граждан только путём приватизации с выкупом в следующих случаях:

  • Присоединение земель общего пользования не нарушает правила публичного сервитута, установленные на территории СНТ;
  • Присоединение земель не нарушает права третьих лиц;
  • Площадь участка, к которому присоединятся земли общего пользования, увеличится не более, чем на 10%;
  • Присоединяемые земли не подходят к красным линиям СНТ ближе, чем на один метр.

Отсутствие нарушения сервитута означает, что в результате приватизации не будет нарушена возможность прохода или проезда через участок.

Приватизация земель общего пользования возможна только после оформления в собственность основного участка.

Порядок действий

Приватизация земель данного вида происходит в следующем порядке:

  • Направляется запрос в правление СНТ на отсутствие нарушения прав третьих лиц от присоединения земли;
  • Заказываются межевые работы для получения кадастровых документов на присоединяемую землю;
  • Подаётся заявление в органы местного самоуправления за разрешением на приватизацию;
  • После получения разрешения и определения цены происходит регистрация права собственности в органах Росреестра.

Цена присоединяемых земель не может превышать их кадастровую стоимость, процент цены от кадастровой стоимости определяется законами субъектов федерации и постановлениями местного муниципалитета.

Итак, приватизация сельскохозяйственных земель происходит бесплатно и без оформления кадастровых паспортов, если такие земли относятся к дачным или садовым участкам. Оформление прав собственности на земли других типов осуществляется за плату и с предварительным межеванием за счёт землепользователя.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/sadovyj-ili-dachnyj-uchastok.html

Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?

Приватизация земель общего пользования

Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?

Что такое ЗОП?

По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).

Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).

Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.

Земельный кодекс касательно общих территорий

Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.

В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.

Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.

Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.

Самовольный захват ЗОП – чем грозит?

Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.

Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.

Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».

По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.

Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».

Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.

Этими органами государственной службы являются следующие:

  1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
  2. Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
  3. Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.

Примеры самозахвата

Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.

Сосед захватил часть дороги, поставив гараж

Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.

Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.

Незаконная установка забора на ЗОП

На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.

На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.

Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.

Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора.

Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.

Незаконное строение

Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.

Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.

Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок

Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.

Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности

Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.

По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.

Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:

  1. помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
  2. территории крыш;
  3. ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
  4. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.

Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры. Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения. Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.

Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?

Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:

  1. Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
  2. ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
  3. Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
  4. Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.

По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.

Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.

Как писать заявление, как предоставить доказательства?

Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:

  1. В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
  2. Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
  3. В МногоФункциональных Центрах.
  4. Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
  5. В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.

Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.

Незаконный захват участка в СНТ

Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.

Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.

Захламление общих территорий

Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению.

А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии.

В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.

Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?

Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.

Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ

Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.

Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.

Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.

Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Приватизация земель сельхозназначения и общего пользования в СНТ

Приватизация земель общего пользования

Приватизация участков земли под с/х предполагает переход их в собственность граждан из государственного и муниципального фонда. Право на частную собственность в России гарантируется Конституцией.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Под объектом приватизации будут пониматься сельскохозяйственные земли, которые находятся за чертой поселений и используемые под с/х цели (77 ст. Земельного кодекса). Они подразделяются на две разновидности:

  • собственно сельскохозяйственные: сенокосы, пашня, виноградники и пр.
  • используемые под обеспечение с/х нужд: дороги, хозяйственные постройки и пр.

Основы приватизации с/х земель прописаны в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Согласно 10 ст. указанного закона граждане и физлица вправе получить такой участок в собственности или аренду на основе торгов. В этой же статье прописано право на выкуп участка из аренды после трех лет его добросовестного использования.

В законе указана возможность перевода участка под строениями и сооружениями в собственность владельца недвижимости.

Документы

Начало приватизации предваряет этап сбора документов. Для прохождения данной процедуры необходимо подготовить:

  • копии паспорта;
  • документы, подтверждающие сведения о времени, месте и целях выделения земельного участка: постановления, акты, выписки из хозяйственной книги; они могут находиться в правлениях садовых и дачных товариществ, административных архивах и пр.;
  • межевой план участка или выписка из ЕГРН (если участок состоит на кадастровом учете);
  • в случае смерти владельца: документация о праве на наследство;
  • документы, подтверждающие права на расположенную на участке недвижимость (свидетельство о собственности/выписка из ЕГРП или ЕГРН).

В настоящее время в отношении участков, расположенных в составе СНТ или ДНТ действует дачная амнистия, предполагающая упрощенный порядок приватизации участков, переданных гражданам до 2001 года в безвозмездную собственность. Оформление прав собственности в данном случае производится без межевания.

Понятие земель общего пользования и законодательное регулирование их приватизации

Земли общего пользования в СНТ – это участки на территории садоводческого товарищества, предназначенные для пользования всеми гражданами-членами товарищества, и являющиеся коллективной собственностью.

В их состав входят дороги и проезды, земли с расположенными на ними газопроводами, ЛЭП, водоемами, подсобными сооружениями, участками под охраной, сбором мусора, детскими развлекательными/спортивными комплексами или местами отдыха граждан.

То есть это все земли, которые расположены в пределах СНТ, но не принадлежащие ее членам.

Обращение с землями общего пользования регулируется следующими законодательными актами:

  • ФЗ-28 «О садоводческих объединениях..» указывает, что такие участки передаются СНТ на безвозмездной основе.
  • Земельный кодекс содержит предписание относительно того, что переоформление садоводческими и дачными объединениями граждан общего имущества по праву бессрочного пользования не ограничивается сроками.
  • ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержит определение и ключевые особенности оборота земель общего пользования.

СНТ могут владеть землей на правах коллективной собственности или бессрочного пользования. Несмотря на то, что сейчас Гражданский кодекс не содержит такое понятие как коллективная собственность, права на совместное владение землей СНТ сохраняет свою юридическую силу и сегодня.

Особенности приватизации земель общего пользования

Приватизация таких земель не попадает под так называемую «дачную амнистию» и упрощенный порядок закрепления прав собственности. Но участки, переданные в пользование СНТ до 2001 года, передаются в их собственность бесплатно.

Любой СНТ должен иметь на руках правоустанавливающий документ, подтверждающий законность владения землями общего пользования. Это может быть:

  • акт о передаче участков в собственность СНТ;
  • либо акт/постановление об их передаче в бессрочное пользование.

Если участок передавался в СНТ на правах собственности, то приватизировать землю не надо и никаких действий по переоформлению свидетельств старого образца предпринимать не нужно.

Если же в имеющихся у правления СНТ документах нет никакого упоминания о собственности, то необходимо узаконить права на землю и пройти процедуру приватизации.

Прохождение приватизации земель общего пользования необходимо по двум причинам:

  1. Фактически земля общего пользования до ее приватизации принадлежит муниципалитету. Это значит, что именно он вправе распоряжаться ей по своему усмотрению. Так, местные власти вправе изменить категорию земельного участка с садоводства и могут отдать его под застройку. Либо продать эту землю с аукциона практически за бесценок. Все это существенно уменьшит территорию, принадлежащую СНТ, и принесет немало неудобств ее членам.
  2. Без прохождения процедуры приватизации у СНТ есть немало проблем с самозахватом земель общего пользования особо предприимчивыми членами товарищества. Связано это с тем, что границы таких земель часто не определены должным образом, чем и пользуются владельцы 6 соток. Из-за самозахвата уменьшается ширина проездов, места сбора мусора и возникают иные неудобства.

Таким образом, приватизация закрепит имущественные права за СНТ и сведет на нет риски самозахвата земли и споры относительно границ участков.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.