Приватизация участков

Приватизация земельного участка

Приватизация участков

Существует закон, согласно которому гражданам Российской Федерации, можно бесплатно приватизировать участки земли. Этот закон действует достаточно давно, но не все люди за этот период смогли приватизировать свою бесплатную земельную площадь.

Вопрос по бесплатной приватизации земли стал актуальным с 2001-го года, вследствие принятия Земельного кодекса. Приватизация касается обычных граждан, которые получили на это право.

Большинство людей уже успешно используют свои наделы, но для тех, кто только собирается, следует разобраться в процедуре и механизмах ее передачи и распределения.

Приватизация — это собственно передача земельных участков из муниципальных или государственных организаций в право собственности обычных людей.

Действие по приватизации одного бесплатного участка производится всего один раз в жизни. В остальных случаях земля покупается или берется в аренду.

Не стоит переживать тем, кто не успел выполнить данную процедуру, согласно новому закону возможность продлена до 1 марта 2020 года.

Существуют случаи, при которых строго запрещается приватизировать земельные участки.

  • При отсутствии документации указывающей о территориальной границе.
  • Некоторые зоны, к которым относятся лесные хозяйства, заповедные зоны и участки охраняемые местными государственными структурами. Использование земли должно быть отмечено в документации.
  • Загрязненные химическими или радиационными веществами территории.

Законом строго запрещается приватизация таких земель, и не существует ни одного основания для разрешения их использования в частной собственности.

Нужно помнить что приватизация — это бесплатная процедура, но существуют небольшие расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оформлением некоторых документов.

Бесплатность в данном случае не означает, что вам не придется брать на себя никакие расходы. В стоимость войдет цена за выписку из реестра и оформление кадастрового паспорта. В целом придется потратить примерно от 2500 – 5000 руб.

Оплата, конечно, разнится в зависимости от региона оформления.

Конечно возникает логичный вопрос, как и на чем можно сэкономить при этой процедуре. Смотря какого рода экономия вас интересует. Она может быть денежной или экономией времени.

Тут свою помощь начинают предлагать посредники «как бы» занимающиеся решением ваших дел, конечно же, за отдельную плату.

Но практика показывает, что таким образом не только невозможно сэкономить, но и более того — это повлечет за собой множество дополнительных расходов, не говоря уже об отсутствии надежности фирмы, с которой вы будете иметь дело.

Стоит понять, что приватизация — это не слишком затратная процедура, чтобы передавать ее в руки сомнительных организаций. Самым дешевым и надежным способом будет самостоятельное выполнение требований. А если возникнут проблемы, можно дополнительно привлечь адвоката или просто пройти у него консультацию.

Приватизация может быть двух видов платной, либо бесплатной.

Чтобы осуществить оформление бесплатной приватизации, вам нужно:

  1. Подать, на имя руководителя территориальной администрации заявление и предоставить полный пакет документов.
  2. Подождать две недели пока оно будет рассмотрено, при условии что не были утеряны никакие бумаги из предоставленных.
  3. В случае одобрения вы имеете право бесплатно приватизировать земельный надел.

Скачать бланк заявления на приватизацию земельного участка

Проведение платной приватизации происходит так:

  1. Специальные органы проводят экспертизу участка, который вы хотите приватизировать;
  2. После чего устанавливают на него стоимость;
  3. Вы возлагаете при этом, на себя расходы по оформлению бумаг;
  4. Дальше ждете около месяца, пока не закончится рассмотрение дела;
  5. Следующим пунктом, будет подписание договора купли-продажи, и участок переходит в ваше частное пользование.

Для проведения процесса получения участка нужно собрать такой пакет документов:

  • заявление;
  • если участок уже был получен под бесплатное использование требуется обращение в виде подачи заявления о прекращении такого права;
  • иметь при себе паспорт гражданина РФ;
  • если вы как заявитель находитесь в браке нужно согласие супруга в документальном виде;
  • бумага подтверждающая, что вы являетесь законным правообладателем на землю;
  • кадастровый паспорт, а также выписка из реестра, полученная для этого участка;
  • в случае если подающий документы гражданин является представителем многодетной семьи, нужно предоставить документ который мог бы это подтверждать;
  • И последнее что вам нужно иметь при себе во время подачи документов — это подтверждение особой категории граждан согласно статье 39.5 Земельного кодекса.

Если вы решили заняться приватизацией, вам следует учесть сложности с которыми придется столкнуться при совершении данной процедуры. Основные сложности возникающие у оформителей:

  1. Ошибки в размерах участков выданных ранее
    Первая проблема с которой вам придется столкнуться, состоит в том, что за весь срок выдачи угодий, происходили неточности в регистрации. А тем более сбои связаны с теми распределенными участками, которые выдавались в 90-е. Государство спешило выдать всем желающим их землю, в результате появились частые ошибки в размерах наделов, что создает дополнительные сложности в получении.
  2. Пропуск сроков
    Если вы не успеете оформить землю до 1 марта 2020 года, скорее всего вам придется выкупать ее по реальной стоимости.
  3. Нет документов на землю
    Если вы, как пользователь дачным участком, не владеете нужными земельными документами, то вам придется либо поднимать земельные архивы в соответствующем комитете либо идти в суд. Не получится выполнить процедуру без наличия документов.

Помните, если вам отказали при оформлении приватизации, орган обязан предоставить вам документы, где это указано и заверено печатью.

Существует достаточное больше количество причин для отказа в предоставлении земли со стороны государственных органов:

  • Если земля уже распределена под строительство школ, детских садов или дорог общественного значения;
  • В случае предварительной резервации участка для армейских целей;
  • Может случится что владелец земли, в данном случае государственный орган, не имеет права передачи под приватизацию;
  • Земельный надел может иметь не четкие размеры, в связи с ошибкой в документе;
  • Отказ при попытке подачи поддельных документов или паспорта;
  • В случае если земля уже отдана в аренду;
  • Если участок уже был приватизирован;

Согласно этим и некоторым другим нарушениям вы можете получить отказ. Если вы считаете отказ неправомерным за вами остается право, обратится в суд. Если суд происходит на уровне государства, скорее всего оспорить такое решение не выйдет.

Следует знать, что льготным лицам автоматически на 10 лет продлевается срок проведения приватизации. Кроме того, само оформление может происходить дольше чем две недели. Это необходимо для того, чтобы человек с инвалидностью или любое другое льготное лицо, мог успеть соблюсти все необходимые процедуры, собрать документы и подать заявления.

При этом нужно позаботиться чтобы копии документов были сделаны заранее, для экономии времени. Когда вам выдают справки спрашивайте сколько они еще будут действительны, чтобы не иметь проблем со сроками. Все это обеспечит льготника своевременным и правильным оформлением и соответственно процедура передачи территории пройдет правильно и без лишних хлопот.

Если у вас отсутствует опыт в оформлении или вы не хотите самостоятельно разбираться во всех деталях произведения такой процедуры, как приватизация и оформление земельного участка, вы всегда можете обратиться к специалисту.

Юрист не только проконсультирует и введет вас в курс дела, в достаточно быстрые сроки, но так же возьмет на себя обязанности по вашей защите от незаконных действий со стороны регистратора.

Прочитав данную статью вы можете понять основные проблемы и ошибки периодически возникающие, при сдаче бумаг и принятии решений, но это не страхует вас от непредвиденных ситуаций, которые часто имеют место в таких вопросах.

Почему вообще возникла возможность в частной бесплатной приватизации и переходу фондов из государственной собственности? Это было необходимо, когда наша страна переходила на рыночную экономику, а взамен на коллективную пришла частная собственность. Благодаря таким изменениям физические и юридические лица получили возможность владеть собственным участком земли и использовать его в личных целях или сдавать в аренду.

Еще раз обращаем ваше внимание, что приватизация бесплатна до 2020-го года, но только при условии что оформитель, до этого, еще не пользовался своим одноразовым правом безвозмездной приватизации. Эта услуга не является обязательной и кроме того, приватизация земельного участка возможна только в случае, если земля была выделена гражданину до 2001 года.

Внимание!

  • Учитывая частые изменения в законах, информация на сайте может устаревать быстрее, чем мы успеваем обновлять ее.
  • Каждый случай индивидуален и зависит от множества различных факторов. Базовая информация не дает гарантии решения именно Вашего вопроса.

Вы можете круглосуточно и бесплатно спросить наших консультантов!

  Заполните специальную форму внизу или напишите в онлайн чат

  Позвоните по телефону горячей линии:

Для жителей Москвы и Московской области – +7 (495) 128-31-35

Источник: https://www.pravovik24.ru/blog/zemelnye-voprosy/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Приватизация земли

Приватизация участков
Узнать цены на услуги юриста по жилищным делам

Под приватизацией земельного участка понимается процедура приобретения прав на участки, находившихся собственности государства или муниципальных образований. Процесс перехода прав на данный объект недвижимости в частную собственность физических лиц или организаций урегулирован главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Приватизация земельного участка предусматривает два способа передачи прав:

  1. Приобретение на безвозмездной основе.
  2. Приобретение за плату.

Предоставление наделов на безвозмездной основе осуществляется на основании решения государственного или муниципального органа власти. Передача указанного объекта недвижимого имущества на платной основе подразумевает заключение договора купли – продажи, как по итогам торгов, так и в случаях продажи без торгов.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 85 78 03

Заказать обратный звонок, юрист перезвонит через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста по жилищным делам

Безвозмездная передача указанного объекта недвижимого имущества для физических лиц допускается только в отношении участков, полученных до 30 октября 2001 года. Ни при каких условиях не допускается безвозмездное оформление наделов в собственность юридических лиц.

Сколько стоит

Стоимость процедуры переоформления прав для граждан и организаций отличается в зависимости от способа, которым осуществляется приватизация, а в некоторых случаях и от целевого назначения земли.

Переоформление наделов на бесплатной основе не предусматривает внесения никакой платы за передаваемый участок, однако будущий собственник обязан уплатить государственную пошлину за совершение регистрационных действий и внесение сведений о переходе права собственности в ЕГРИП. Размер государственной пошлины составляет:

  1. По стандартному тарифу, который применяется к регистрации подавляющего большинства указанных объектов недвижимого имущества – 2000 рублей за регистрацию перехода одного права.
  2. По льготному тарифу, который применяется в отношении земель под индивидуальное жилищное строительство, земель лесопромышленного хозяйства, земли для целей садоводства и огородничества – 350 рублей за регистрацию одного перехода права.

Сколько стоит приватизация земли в случае платного приобретения права можно узнать только по итогам проведения процедуры торгов (аукционов).

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, приватизация указанных объектов недвижимого имущества по договору купли-продажи осуществляется без проведения торгов, а цена таких земельных наделов определяется органами исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Помимо этого, оформление прав возмездным способом также предусматривает уплату государственной пошлины.

Приватизация земельного участка, находящегося в аренде

Аренда недвижимого имущества, в том числе и земельного участка, подразумевает срочное платное пользование таким объектом. Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает только один случай, когда допускается бесплатная приватизация в частную собственность земли, находящуюся в аренде.

В личную собственность физических лиц может быть безвозмездно оформлен участок, ранее предоставленный данной категории субъектов в аренду на следующие виды целевого назначения и разрешенного пользования:

  1. Индивидуальное жилищное строительство.
  2. Подсобное хозяйство.

Приватизация участка, находящегося в аренде юридического лица, земельным законодательством не предусмотрена.

Какие документы нужны

Так как процедура передачи земли является государственной услугой, порядок осуществления передачи прав на нее и требования к предоставлению документов четко регламентированы законодательством Российской Федерации. Перечень документов для бесплатной передачи данного объекта недвижимости, определенный законодательством, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Вот какие документы нужны для приватизации земли физическими лицами на безвозмездной основе:

  1. Заявление по установленной форме, которое заполняется и подается владельцем земельного надела, либо его представителем по нотариальной доверенности.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя, а также его представителя по доверенности.
  3. Выписку из ЕГРИП в отношении испрашиваемого земельного надела о наличии зарегистрированных прав на данную землю.
  4. Выписку из ЕГРИП в отношении объекта капитального строительства, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а также техническую документацию на данный объект.
  5. Кадастровый план (если в отношении участка не проводилась процедура кадастрового учета, она будет осуществляться в рамках процесса оформления надела в частную собственность заявителя).
  6. Документы, подтверждающее права заявителя на испрашиваемый надел (право пользования или аренды).

После рассмотрения заявления в уполномоченном органе власти, необходимо провести процедуру государственной регистрации перехода вновь возникшего права. Для этого понадобятся следующие документы:

  1. Решение должностного лица органа государственной или муниципальной власти о переоформлении данного земельного объекта недвижимости на заявителя.
  2. Кадастровый план.
  3. Договор купли – продажи (если земля приобретается на возмездной основе).

Порядок

Порядок приватизации земельного участка регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации, подзаконными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

После подготовки необходимых документов, они передаются вместе с заявлением в орган, уполномоченный на вынесение решения о предоставлении земли на бесплатной основе. Должностные лица, после приема документов, осуществляют их проверку в течение 14 дней. Указанный срок может быть продлен в случае необходимости проведения кадастрового учета.

После осуществления проверки заявитель получает решение о безвозмездной передаче, которое предоставляется им в органы Федеральной службы Росреестра, либо в Многофункциональный Центр (МФЦ), для совершения регистрационных действий.

Подготовку документов, представление их в соответствующие учреждения и регистрирующий орган, владелец может осуществлять самостоятельно либо через представителя по доверенности. Квалифицированную помощь по оформлению в собственность данной недвижимости окажет юрист или юридическая компания.

С чего начать

С чего начать приватизацию земельного участка? Прежде всего, необходимо установить наличие оснований для требования передачи надела в частную собственность. Как указывалось выше, безвозмездная передача для физических лиц допускается только в отношении наделов, полученных до 30.10.2001 года.

Если участок был получен позже этой даты, либо с иным целевым назначением или разрешенным видом пользования, оснований для обращения не имеется.

При наличии оснований для подачи заявления в уполномоченный орган, владелец участка собирает пакет необходимых документов и предоставляет его в уполномоченный государственный или муниципальный орган власти.

Заявление

Правовым основанием для начала процедуры безвозмездной передачи земли физическому лицу является заявление на приватизацию земельного участка.

Форма заявления утверждается органами власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

Несоблюдение установленной формы заявления, а также заполнение ее в произвольной форме, не является основанием для отказа в переоформлении права собственности на землю.

В этом случае уполномоченные органы вправе уточнить недостающие сведения путем непосредственного обращения к заявителю, либо продлить срок проверки представленных документов.

Безвозмездная приватизация долей на данный объект недвижимости прямо запрещена статьей 36 ЗК Российской Федерации, так как для передачи земли требуется заявление от всех владельцев участка. Выдел доли земельного участка можно осуществить только после оформления права общей долевой собственности на целый участок.

Земля под многоквартирным жилым домом может быть оформлена в долевую собственность путем безвозмездной передачи указанного надела в состав имущества многоквартирного дома. В этом случае регистрационные действия в отношении перехода вновь возникшего права не требуется, так как земля, на которой расположен многоквартирный дом, будет сформирован как общее имущество указанного объекта.

Сроки приватизации

Сроки приватизации земельных участков не зависят от основания обращения физического лица и составляют 14 дней с момента подачи заявления со всеми необходимыми документами. При необходимости проведения процедуры кадастрового учета, изготовления кадастрового паспорта и установления границ надела, процедура оформления документов может быть продлена на один месяц.

Предельный срок, в течение которого физические лица могут обратиться с заявлением о безвозмездной передаче таких объектов, неоднократно продлевался федеральным законодательством, и в настоящее время ограничен следующими датами:

  1. бесплатная приватизация участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства – не позднее 01.03.2018 года;
  2. для участков, предоставленных физическим лицам для ведения дачного хозяйства, а также садоводства и огородничества – не позднее 31 декабря 2020 года.

Полезная информация по жилищным делам

Источник: https://advocate-service.ru/privatizaciya/zemelnogo-uchastka.html

Приватизация земельных участков гражданами

Приватизация участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Как приватизировать землю правильно и без ошибок?

Приватизация участков

Под приватизацией участков земли понимается переход государственных или муниципальных земельных владений в собственность физических или юридических лиц. Приватизация может осуществляться как путём выкупа наделов за определённый процент от их кадастровой стоимости, так и на безвозмездной основе.

Подготовительный этап

В первую очередь необходимо определиться, есть ли у землепользователя право приватизировать землю бесплатно.

На безвозмездной основе физические лица могут приватизировать землю один раз в жизни в следующих случаях:

  • Если лица используют государственную землю более пяти лет по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • Если лица обладают правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • При наличии права собственности на строения в границах участка;
  • При начале фактического пользовании участком до 25 октября 2001 года;
  • Многодетные семьи.

Важно помнить, что приватизация государственных участков после пяти лет использования возможна только в случаях, когда соблюдены обговорённые условия такого пользования (ст. 39.5 ЗК РФ).

К таким условиям могут относиться следующие:

  • Строительство жилья на участке;
  • Занятия определённым видом деятельности на участке;
  • Работа по востребованной в сельской местности профессии в течение обговорённого срока.

При получении права собственности на строение, расположенное на арендованном у государства земельном наделе, такой надел также подлежит безвозмездной приватизации (п. 1 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, могут приватизировать землю бесплатно для занятия сельским хозяйством в целях обеспечения внутренних нужд без права извлекать прибыль (ст. 39.5 ЗК РФ).

Необходимые документы

После определения возможности осуществить приватизацию нужно подготовить следующие документы:

  • Копия паспорта;
  • Документ о праве использования земли;
  • Удостоверение многодетного отца (многодетной матери);
  • Справку о наличии строений на участке;
  • Кадастровые документы (при наличии).

К документу о праве пользования землёй может относиться свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, а также арендное соглашение или договор о предоставлении земли от властей.

Определение границ

При отсутствии документально закреплённых границ претендующему на приватизацию лицу необходимо за свой счёт организовать кадастровые работы на участке для определения границ.

Для этого нужно обратиться в геодезическую фирму или к частному кадастровому инженеру для заказа и проведения межевых работ. Проведение работ происходит выездным кадастровым специалистом геодезической фирмы.

После завершения работ по определению границ клиенту геодезической фирмы выдаётся межевой документ с обозначением координат границ, который подлежит регистрации в БТИ для получения кадастрового паспорта.

Куда обращаться

Для определения места подачи заявления будущему собственнику нужно зайти на сайт ЕГРП и выяснить государственного владельца земельного надела, подлежащего приватизации.

Заявление необходимо подавать в местные органы исполнительной власти в случае, если участок находится в муниципальной собственности, например, относится к дачному или садовому кооперативу, которым земля была предоставлена муниципалитетом.

Обращаться в отделение Росимущества необходимо в случаях, если приватизируемый надел относится:

  • К федеральной собственности;
  • К собственности субъекта федерации.

Найти адрес отделения Росимущества в регионе заявителя можно на сайте данной организации, выбрав нужный регион на карте РФ или из списка.

Подача заявления

Заявление на приватизацию подаётся в отделение Росимущества или муниципальный орган власти вместе с собранным пакетом документов. В верхней части указывается наименование места подачи бумаги и ФИО заявителя, а также его домашний адрес и контактные данные.

Далее следует просьба о предоставлении права собственности на земельный надел и перечисление федеральных и местных нормативных актов и законов, дающих право на такое предоставление (приватизацию).

В тексте заявления должны быть отображены следующие сведения:

  • Место нахождения надела;
  • Категории земли и вид разрешённого пользования;
  • Вид права, на основании которого заявитель пользуется участком;
  • Возможные ограничения;
  • Перечень объектов недвижимости (в том числе незавершённого строительства) расположенные в границах надела, с указанием их параметров.

После этого происходит рассмотрение обращения в течение месяца, по истечению которого заявителю выдаётся разрешение на приватизацию или отказ. В случае получения отказа государственный орган должен указать письменно его причину.

К причинам отказа могут относиться:

  • Отсутствие части необходимых документов;
  • Ошибки в заполнении заявления;
  • Факт бесплатной приватизации земли этим же лицом ранее;
  • Предоставление недостоверных сведений.

Если часть документов отсутствует или они неправильно оформлены, претендент на участок может исправить ошибки и обратиться за разрешением на приватизацию снова, но если он уже реализовал своё право приватизации, то оформлять в собственность государственную землю может только на платной основе.

Важно помнить, что гражданину нельзя отказать в платной приватизации земли, если у него имеются во владении строения на участке (п. 3 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Оформление прав

После получения разрешения муниципалитета или Росимущества происходит оформление прав собственности на земельный надел в органах Росреестра.

Для этого будущий собственник подаёт в отделение Росреестра (по месту нахождения надела) следующие документы:

  • Разрешение властей на приватизацию;
  • Кадастровые документы на землю;
  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об оплате госпошлины.

Право регистрируется в течение десяти рабочих дней после приёма заявления.

Стоимость оформления

Стоимость бесплатной приватизации складывается из:

  • Размера госпошлины за регистрацию (350 рублей);
  • Оплаты работ геодезической фирмы (3000 – 10000 рублей).

Если приватизация не бесплатная, то к стоимости добавляется стоимость выкупа земли у государственного владельца. Для земель федеральной собственности установлена цена выкупа в размере 60% от кадастровой стоимости надела, согласно пункту 3 Постановления правительства РФ № 279. Цена выкупа земель субъектов федерации и муниципалитетов определяется региональными и местными подзаконными актами.

Итак, для приватизации земли необходимо получить разрешение государственного собственника (муниципалитета или отделения Росимущества) и оформить право собственности в Росреестре. Если право на бесплатную приватизацию отсутствует, землю можно выкупить за процент от её кадастровой стоимости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/privatizirovat-zemelnyj-uchastok.html

В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка

Приватизация участков

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету.

До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком.

Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

приватизация участка

какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье здесь

согласно зк рф право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. пожизненного наследуемого владения.
  • заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия зк рф.
  • являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 зк рф).
  • приобретающие участок на территории дальневосточного округа. регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 зк рф.
    1. имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 зк рф):

    2. ветераны;
    3. герои ссср и рф;
    4. герои социалистического труда;
    5. лица, находящиеся на военной службе;
    6. дети-сироты.

стоимость приватизации земельного участка в 2020 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2020 году описан в статье здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС350
Используемые в других целях2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка11 000
Получение паспорта в БТИСогласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ200

Источник: https://realtyinfo.online/2890-stoimost-privatizatsii-zemelnogo-uchastka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.