Приватизация части земельного участка

Содержание

Приватизация земельного участка в 2021 году: порядок действий

Приватизация части земельного участка

Вопрос о том, как осуществляется приватизация земельного участка рано или поздно становится актуальным для всех пользователей земли на тех или иных условиях. При каких условиях можно оформить землю в собственность бесплатно, с чего начать оформление документов и каков порядок действий – об этом вы узнаете в нашей статьей.

Бесплатная приватизация земли – что это?

Законодательство наделяет каждого гражданина один раз в жизни воспользоваться правом приватизации земельного участка, то есть получить участок в собственность на безвозмездной основе. Если такое право уже использовано, то получить в дальнейшем участок земли в собственность можно будет только путем его выкупа.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок оформления земельного участка в собственность гражданина, являются Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Гражданин, приватизировавший земельный надел, может распоряжаться им по своему усмотрению, а именно:

  • совершить сделку купли-продажи;
  • сдать его в аренду;
  • включить в наследственную массу;
  • передать по договору дарения.

Однако получить право собственности на землю бесплатно могут не все, законодательство устанавливает определенные условия для этого.

Так, правом приватизации земельных наделов обладают лица:

Справка! Граждане, оформившие землю в собственность, обязаны оплачивать земельный налог, а также своими силами и за собственные средства содержать и обслуживать его. Использоваться полученный участок должен строго в соответствии с его назначением.

Закон также устанавливает случаи, когда приватизировать земельный участок невозможно:

  • земельный надел запрещен для приватизации или переназначен для государственных нужд (например, земли общего пользования, парков, заказников, заповедников) в соответствии со статьями 27, 28 Закона № 178-ФЗ;
  • участок находится в собственности других лиц.

Отказ в оформлении собственности на землю должен быть в письменном виде с указанием причин отказа, предусмотренных федеральным законодательством.

С чего начать приватизацию земельного участка

Чтобы начать процесс приватизации земли нужно в первую очередь удостовериться в том, что он подлежит оформлению в собственность, а также что права владения на него еще не оформлены.

Получить такую информацию можно запросив выписку из ЕГРН. Выписку может получить любой гражданин, оплатив предварительного государственную пошлину.

Если возможность приватизировать участок есть, то инициировать процесс нужно с подготовки документов. Зачастую какие-то бумаги приходится искать или получать заново.

Точный перечень может различаться в зависимости от региона, поэтому перед началом процесса лучше получить подробную консультацию в администрации района проживания.

Порядок бесплатной приватизации

Процедура приватизации земли состоит из следующих действий:

  1. Сбор и подготовка необходимого пакета документов. Данный этап как правило наиболее трудоемкий и длительный.
  2. Направление документов в организацию в зависимости от собственника надела, указанного в выписке из ЕГРН: территориальное отделение Росимущества – если земля в федеральной собственности; администрация муниципального образования – если участок принадлежит муниципалитету.
  3. Межевание и кадастровый учет участка. Данная процедура необходима лишь в случае, если ранее земля не была оформлена надлежащим образом. Заявителю необходимо вызвать кадастрового инженера, который уточнит границы участка, закрепит за ним идентификационный номер, оформит его план и паспорт. Для постановки объекта на кадастровый учет необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр.
  4. Обращение в администрацию или Росимущество с заявлением о приватизации.
  5. Получение решения о приватизации либо об отказе. Решение об отказе в приватизации можно оспорить в судебном порядке.
  6. Оплата государственной пошлины.
  7. Регистрация права собственности в Росреестре. Решение уполномоченного органа дает гражданину право на обращение в Росреестр для внесения сведений о новом собственнике в государственный реестр.

Процесс оформления земельного участка в собственность довольно длительный и занимает около 2 месяцев с момента подачи документов в соответствующий орган.

Документы

Для получения земли в собственность гражданину потребуется дважды готовить и предоставлять определенный пакет документов:

  • для получения разрешения на приватизацию в уполномоченный орган;
  • для регистрации права собственности – в Росреестр

В первую инстанцию необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  • доверенность (если от имени гражданина выступает представитель);
  • заявление о разрешении приватизировать участок;
  • документ, подтверждающие право пользования землей (например, свидетельство о праве бессрочного пользования, соглашение об аренде, распоряжение о выделении участка);
  • заявление с просьбой прекратить право бесплатного пользования участком (если он был получен в пользование на этом основании);
  • согласие супруга, заверенное нотариально;
  • кадастровый паспорт, выписка из ЕГРН или документ, подтверждающий отсутствие кадастрового номера участка;
  • документ, подтверждающий отношение заявителя к категории граждан, имеющих право на участие в приватизации.

Принимая документы специалист уполномоченного органа составляет их опись и выдает заявителю расписку об их принятии. Исчерпывающий перечень документов будет зависеть от оснований обращения и назначения используемой гражданином земли. На проверку бумаг и принятие решение предусмотрен 30-дневный срок.

Для регистрации права собственности потребуется:

  • паспорт;
  • заявление о регистрации права;
  • разрешение уполномоченного органа на приватизацию;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Заявление

После подготовки документов вместе с заявлением они подаются в администрацию по месту нахождения участка или в отделение Росимущества.

Форма заявления не установлена, однако в нем должны содержаться следующие сведения:

  • наименование органа, куда направляется заявление;
  • ФИО, адрес и контактный телефон гражданина;
  • просьба об оформлении в собственность земельного надела, сведения о нем (местонахождение, категория участка, вид пользования, наличие объектов на нем);
  • нормативное обоснование просьбы;
  • дата и подпись просителя.

Заявление может быть напечатано, написано от руки или заполнено по шаблону, выданному уполномоченным органом. Главное, чтобы указанные в нем сведения были правильными и достоверными.

По результатам рассмотрения заявления выноситься решение. Положительное решение является основанием для регистрации права собственности на участок.

Постановка на кадастровый учет

Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.

На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.

Стоимость

Точная сумма расходов, которую заявителю придется понести на всех этапах процедуры приватизации, будет зависеть от многих факторов:

  • требуется ли межевание земли и постановка на кадастровый учет;
  • какие документы необходимо оформить (некоторые справки оформляются платно);
  • есть ли у гражданина необходимость пользоваться услугами юриста и нотариуса.

Стоимость услуг различных специалистов зависит от региона, а также размеров участка.

Примерный перечень затрат будет следующим:

  • услуги кадастрового инженера – от 5000 до 10000 рублей;
  • услуги нотариуса – от 1000 до 3000 рублей;
  • госпошлина за регистрацию права собственности – 350 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

В случае, если какие-то документы утрачены, получение их дубликатов может повлечь дополнительные расходы.

Приватизация через суд

Отказ уполномоченного органа в приватизации земли должен быть обоснован. Если причины отказа можно устранить (предоставить недостающие документы, исправить ошибки и неточности), то заявитель вправе обратиться повторно после их устранения. Но если этого сделать невозможно, и гражданин считает, что причины отказа неправомерны, то он вправе обжаловать такое решение в суде.

В исковом заявлении должны быть четко отражены обстоятельства дела, причины отказа госоргана, ссылки на нормы законов, которые по мнению истца были нарушены. Заявление должно быть составлено грамотно, с учетом правовых тонкостей процесса приватизации и процессуальных процедур в целом.

Учитывая всю ответственность и сложность таких дел, при обжаловании решений об отказе в приватизации лучше всего воспользоваться услугами юриста. Принятое в пользу истца решение суда будет служить основанием для выдачи уполномоченным органом разрешения на приватизацию земли.

Дела об оспаривании решения государственного органа рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Подсудность дела будет зависеть от правового статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).

Особенности приватизации земли

Порядок и условия бесплатной передачи в собственность земельного участка имеет свои особенности в зависимости от его вида и назначения. При этом не все виды наделов подлежат приватизации. Рассмотрим особенности приватизации участков, которые в соответствии с действующим законодательством разрешено передавать в собственность граждан.

Под гаражом

Земельный участок, находящийся под гаражом может быть приватизирован, но для этого в первую очередь необходимо оформить в собственность само строение. Если право владения гаражом уже оформлено, то собственник имеет преимущественное право приватизации земельного участка, находящегося под ним.

Однако в зависимости от вида постройки процедура оформления будет иметь различия:

  1. Гараж является отдельно стоящим строением – упрощенная процедура приватизацииа.
  2. Гараж является частью гаражно-строительного кооператива (ГСК). В этом случае оформление права собственности на землю возможно при следующих условиях:
  • паи выплачены всеми участниками ГСК;
  • все гаражи оформлены в собственность;
  • все члены ГСК согласны на приватизацию участка;
  • выбран участник ГСК для представления интересов всех собственников строений и на его имя оформлена нотариальная доверенность.

Земля под гаражами кооператива оформляется в долевую собственность всех его участников.

Если передать земельный участок в собственность граждан невозможно, то с членами кооператива или его председателем может быть заключен договор аренды земли.

Многоквартирного дома

Статья 36 ЖК РФ предполагает возможность оформить земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также придомовую территорию в коллективную собственность жителей дома. Однако целесообразность такого решения порой сомнительна.

Несмотря на то, что собственники земли смогут самостоятельно принимать решение благоустройстве территории и иных разрешенных законом способах ее использования, им также придется нести ряд обязанностей:

  • оплачивать налог на земельный участок;
  • самостоятельно и за свой счет обслуживать его;
  • не допускать использование не по назначению.

Так, затраты собственников на содержание участка могут оказаться более существенными, чем предполагаемая выгода.

Садовый

В отношении садовых участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) Федеральным законом № 93 «О дачной амнистии» предусмотрена возможность их приватизации по упрощенной схеме (нет необходимости получать разрешение муниципального органа власти).

Срок «дачной амнистии» продлен до 1 марта 2021 года и возможно будет продлен еще. Однако не стоит откладывать процедуру оформления, так как в случае пропуска установленного законом срока получить участок можно будет только путем его выкупа.

Внимание! Основным условием, при котором возможна приватизация садового участка, — получение земли в пользование до 31.10.2001 на любом законном основании.

Сельскохозяйственный

Источник: https://zakonportal.ru/imushhestvo/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka

Приватизация земли в 2020 году: последние новости и порядок процедуры

Приватизация части земельного участка

В 2020 году процесс оформления земли в частную собственность пока что не предполагает существенных изменений. Читайте в статье, как происходит приватизация земли в 2020 году пошагово, какие для этого требуются документы и обо всех нюансах, связанных с этим процессом.

Приватизация – это отчуждение имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в пользу физического лица или организации. Каждый человек имеет право единожды приватизировать недвижимый объект на безвозмездной основе.

Правовое регулирование

Приватизация земли – это процесс передачи недвижимого имущества, принадлежащего государству (муниципалитету), в частную собственность. Она дает право человеку распоряжаться наделом по своему усмотрению. После приватизации гражданин может дарить, сдавать в аренду, завещать участок.

До этого его права ограничены и все действия нужно согласовывать с администрацией. Процедура перевода государственной земли во владение граждан регулируется рядом нормативно-правовых актов. Термин «приватизация» используется в Земельном кодексе России (ЗК), введенным в действие еще в 2001 году ФЗ №136.

Например, встречается данное понятие в статьях, посвященных особо охраняемым природным территориям, сельскохозяйственным угодьям.

Осуществляется данная процедура на базе ФЗ №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», принятого 21 декабря 2001 года.

Дополнительно могут использоваться положения Федеральных законов №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с действующим законодательством, приватизации подлежат те участки, которые находятся в пожизненном наследовании или получены в бессрочное пользование, являются дачными или садоводческими. В доме, возведенном на таком наделе, человек имеет право прописаться.

Когда началась и до какого года возможна приватизация земли в России?

Частная собственность на земельные участки появилась не так давно. Во времена советского союза понятия «приватизация» не существовало. Вся недвижимость принадлежала государству. Граждане имели право пользоваться наделами неограниченный срок. Но продавать землю было нельзя.

Возможность получить в личную собственность государственное недвижимое имущество у россиян появилась после распада СССР. В октябре 2001 года был введен в действие Земельный кодекс.

Этот нормативный акт был призван урегулировать земельные правоотношения. Именно в нем прописано право граждан на получение надела в частное владение.

Вопрос, до какого года можно приватизировать земельный участок, является актуальным для многих граждан.

Процесс бесплатного упрощенного перевода надела из государственной собственности в частную, в народе называется дачной амнистией.

Действие данной программы ограничено во времени. Уже несколько раз срок приватизации продлевался. Последний раз подобные изменения произошли в 2020 году. Тогда возможность оформления государственной земли в личную собственность была продлена до конца 2020 года. Вероятно, что приватизация земли будет снова пролонгирована.

Кто обладает исключительным правом?

В Земельном кодексе России приведены особенности предоставления государственного или муниципального надела в частное владение. В первом пункте статьи №39.20 данного нормативно-правового акта описано, кто имеет исключительное право на приватизацию участка.

Исключительное право есть у граждан, которые являются владельцами жилых или нежилых построек, расположенных на таком наделе. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют физические и юридические лица.

Согласно действующему законодательству, наделы, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, не могут быть оформлены в частное владение, если сооружения, возведенные на них, размещаются на основании сервитута.

Исключительным правом на приватизацию обладают также лица, которые пользуются земельными участками бессрочно, на правах пожизненно наследуемой собственности. Но в этом случае не предусмотрена бесплатная передача земли в частное владение. Поэтому надел придется выкупать.

Обязательно ли приватизировать?

Право пользования неприватизированными землями у граждан сохраняется (п.п. 1, 2.2 ст. 3 ФЗ № 137), но без оформленного права собственности землепользователи не могут осуществить многие юридические действия со своими участками:

  • Продавать;
  • Дарить;
  • Завещать по наследству;
  • Сдавать в аренду;
  • Разделять и объединять.

Владелец неприватизированного участка может продавать только членство в дачном кооперативе, а не сам участок, что существенно снижает рыночную стоимость земли.

Завещать дачные земли потомкам могут только обладатели права пожизненного наследуемого владения. Неприватизированные участки, используемые по другим основаниям, после смерти землепользователей переходят в собственность властей как выморочное имущество вне зависимости от наличия наследников.

Сдача в аренду земли по официальному соглашению также требует наличия права собственности у арендодателя, владельцы неприватизированных земель при сдаче своих дач в аренду должны запрашивать официального разрешения властей на заключение таких соглашений.

Неприватизированные земли государство может изымать для нужд обороны или иных целей без выплаты компенсации гражданам, хозяйствующим на данных землях. После оформления права собственности владелец изъятого дачного участка получит от государства компенсацию, сопоставимую с рыночной стоимостью земли.

Приватизация дачных участков даёт их владельцам возможность полноценно пользоваться своими наделами и передавать их по наследству. Корректное заполнение заявления поможет избежать возможных отказов и осуществить приватизацию в короткие сроки бесплатно.

Важно учитывать, что с момента обретения права собственности, у дачников возникает также обязанность по ежегодной уплате земельного налога.

Приватизация каких предоставленных гражданам участков запрещена?

Не все государственные наделы можно приватизировать. В Земельном кодексе РФ приведен перечень участков, которые граждане не имеют права оформить в личную собственность.

К таким наделам принадлежат:

  • изъятые из оборота. Это территории, на которых расположены заповедники, парки. Входят в данный список также земли стратегического назначения, наделы, использующиеся для захоронения граждан и воинов. Изымаются из оборота участки, которые обладают особым значением для безопасности страны;
  • ограниченные в обороте. Это земли лесного, водного фонда, которые находятся под охраной. Также сюда относятся участки, используемые для нужд учреждений связи, транспортных организаций. Наделы, расположенные в границах закрытых административно-территориальных образований, также считаются ограниченными в обороте.

Действующим законодательством установлен ряд ситуаций, при которых землю, находящуюся в ограниченном обороте, разрешается приватизировать.

Мнение эксперта

Мария Локшина

Эксперт по семейному праву с 2010 года

Согласно ЗК РФ, наделы, занятые под объекты транспорта, энергетики, промышленности, могут быть оформлены в собственность граждан. Но на такой территории допустимо введение особого режима их эксплуатации. Это может привести к ограничению или запрещению ведения той или иной деятельности на участке.

Отказ в приватизации

Отказ в приватизации допустим к землям:

  • Заповедников.
  • Национальных парков.
  • Общественных территорий.
  • Изъятых из оборота.
  • Лесного хозяйства.
  • Водного баланса.
  • Расположенные в береговой зоне на расстоянии не менее 100 м.

Однако они могут быть переданы в аренду. Основание отказа закреплено действующим законодательством с перечнем из 25 позиций(ФЗ №171 от 23.06.2014 г.). Определим главные из них. Вероятность отказа гарантирована, если:

  • Обратился гражданин, не имеющий право это делать.
  • Он уже отдан другому претенденту на арендной основе.
  • Предоставлен организации, состоящей из группы лиц.
  • На территории находится незавершенное строение.
  • Имеются различные объекты недвижимости.
  • Произошло его изъятие из правового поля.
  • Он используется для нужд государства.
  • Располагается на территории приоритетной застройки.
  • Не совпадают границы межевания.
  • Выставлен на аукцион.
  • Фактическая площадь больше установленной.
  • Не предусмотрена категория.

При необоснованном отказе, вы вправе обратиться в суд. Физическому лицу необходимо подавать иск в районную судебную инстанцию, а юридическому в арбитражный.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://KPPKDirection.ru/zhilaya-sobstvennost/privatizaciya-zhk.html

Приватизация земельных участков гражданами

Приватизация части земельного участка

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земельного участка – все что нужно знать

Приватизация части земельного участка
Приватизация земельного участка

Приватизация земельного участка не отличается по смыслу от приватизации квартиры. В данном случае, при проведении процедуры, муниципальная собственность переходит в собственность конкретного лица или группы лиц. Как именно регулируется данная процедура, рассмотрено далее.

Приватизация земельного участка: Законодательные моменты

Нормативный акт, регулирующий подобные процедуры – это ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества».

В статье № 28 указанного закона, говорится о том, что при оформлении строения в собственность, расположенного на муниципальном участке, необходимо также выкупить или взять в аренду землю.

Право на это есть как у физических, так и у юридических лиц.

В качестве

объектов приватизации выступают не только сами земельные участки, но и их часть. Однако в последнем случае процедура возможна только в том случае, если указанная часть земли может образовывать полноценный участок.

Читайте так же: Документы на право собственности на недвижимость

Приватизация земельного участка: Классификация

Приватизация земельного участка: Классификация

Абсолютно все участки и территории имеют свою классификацию. Как правило, их делят на 4 типа:

  1. по месту расположения;
  2. по категории;
  3. по наличию определенных прав до приватизации;
  4. по наличию на них строений.

Исходя из этого, до проведения процедуры приватизации, участки могут быть следующими:

  • с правом пожизненного владения, передаваемого по наследству;
  • переданными в постоянное и бессрочное пользование;
  • оформленными по договору аренды;
  • полученными по акту выбора земли.

Всегда ли можно приватизировать земельный участок

Разумеется, право на приватизацию земельного участка предоставляется далеко не во всех случаях. Земельный кодекс устанавливает правила, по которым на приватизацию некоторых участков установлены ограничения, а в отношении других и вовсе запрет.

Проблема в том, что четкий перечень указанных территорий даже на сегодняшний день отсутствует. Именно поэтому, потенциальные собственники часто сталкиваются с массой трудностей при подаче заявления на приватизацию.

Не меньше проблем связано с участками, которые были ограничены в обороте.

К таким вариантам относятся:

  • территории национальных заповедников и парков;
  • места, имеющие культурную и национальную ценность;
  • территории, выделенные под воинские, а также гражданские захоронения;
  • земли, на которых находятся ценные природные территории, водоемы, лесной фонд;
  • территории, необходимые для связи и транспортной организации;
  • места, имеющие стратегическое назначение;
  • имеющие особое назначение, в том числе и для обороны страны.

Важно! Следует понимать, что часть территорий, ограниченных в обороте, могут принадлежать конкретному собственнику. Данное правило также установлено законодательством. Однако их использование будет ограничено, в том числе вводится специальный режим работы.

Отказ в проведении процедуры может поступить в самых разных случаях. В частности, если на земельном участке изначально должно было находиться совершенно иное строение. Если заявитель считает решение уполномоченного органа неправомерным, его можно попробовать обжаловать в судебной инстанции.

Читайте так же: Изменить категорию земельного участка

Право на приватизацию земельного участка

Право на приватизацию земельного участка

Возможность на оформление муниципальной земли во владение возникает, если:

  • Имеется совместная собственность – в данном случае семья (или иная группа лиц) должны вести общее фермерское хозяйство.
  • Долевая – лица претендуют на выделение конкретной доли на каждого отдельного собственника.
  • Единоличная – участок передается во владение одному конкретному лицу.

Заявление и соответствующий пакет документов на приватизацию земельного участка, передаются в уполномоченный орган. При этом обязательно нужно обозначить:

  • Цели, с которыми земля будет использоваться в дальнейшем.
  • Местонахождение приватизируемой земли.
  • Размеры территории.
  • Тип права на землю.

Читайте так же: Документы для продажи квартиры

К списку необходимой, для проведения процедуры, документации относится:

  • Решение о передачи конкретному лицу (группе лиц), земельного участка в собственность.
  • Договор купли-продажи на землю.
  • Иные акты, подтверждающие право собственности на недвижимость.

Данный перечень является обязательным. Однако, помимо этого заявителю нужно будет подготовить план территории, заверенный уполномоченным лицом, имеющим разрешение на проведение кадастровых работ.

Важно! В обязательном порядке в кадастровом плане прописывается присвоенный участку номер.

В некоторых случаях, регистрация проводится без кадастрового плана. Это возможно, если:

  • Кадастровый номер не установлен.
  • Отсутствуют четкие границы.
  • Не определено, где будут находиться строения на оформляемой территории.

В данном случае составляется план и указываются только та информация, которая есть. При отсутствии кадастрового номера, присваивается условный, необходимый для проведения идентификации территории.

При необходимости, со стороны собственника составляется согласие о том, что установленные границы и площадь в последующем будут внесены в Росреестр. Процедура приватизации земельного участка – сложная и трудоемкая.

Обычным гражданам, рекомендуется начинать ее только заручившись профессиональной юридической поддержкой. В противном случае, можно столкнуться с отказами, дополнительными затратами и существенной тратой времени.

Как приватизировать участок, если один из собственников против?

Приватизация части земельного участка

Приватизация земли под частным домом возможна и без согласия одного из владельцев частного дома. Для этого существует несколько способов.

Во-первых, можно разделить совместное имущество (дом), а потом приватизировать землю уже без письменного согласия всех владельцев. Если Ваш сосед против, то обратитесь в суд; положительный исход дела практически предрешен.

Во-вторых, Вы можете оформить свой участок с помощью договора аренды (в бессрочное пользование), а затем уже приватизировать его без согласия соседа. Но перед этим Вы должны будете направить ему заявление на предоставление участка земли в бессрочное пользование. Не подписать договор после этого будет невозможно.

Как приватизировать участок под домом?

Ограничен ли размер участка при бесплатной приватизации?

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (www.edin.center) Константин Бобров:

Эта проблема очень распространена на практике. Но она вполне решаема. Как следует из п. 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ, если долевым собственникам не удается прийти к согласию о выделе доли в натуре, то можно потребовать этого через суд. Однако для начала стоит попытаться заключить со всеми собственниками соглашение о таком выделе.

Если к компромиссу прийти не получится, то необходимо готовить соответствующий иск. К нему следует приложить полный перечень относящихся к делу документов (сведения об участниках дела, правоустанавливающие документы на дом, доказательства отказа собственника в выделе доли в натуре и так далее).

В судебном разбирательстве необходимо участвовать лично каждому из собственников, заявивших иск.

Отвечает нотариус Анна Таволжанская (Санкт-Петербург):

Ключевым моментом в Вашей ситуации является не вид Вашего права собственности на дом, а характеристики земельного участка.

Если, в соответствии с законом, земельный участок под домом является неделимым, то Вы не сможете оформить свое право собственности на часть земельного участка без согласия других собственников дома.

Это правило не зависит от того, находится ли дом в общей долевой собственности или разделен на части, которые зарегистрированы как самостоятельные объекты недвижимости, находящиеся в единоличной собственности каждого из собственников (п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, расположенного на этом земельном участке, должны совместно обратиться в уполномоченный орган.

Таким образом, возможность приватизации неделимого земельного участка без волеизъявления (совместного обращения) всех участников общей собственности на здание исключается. Признаки неделимости земельного участка определены законом. Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены статьей 11.

9 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 1 которой предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами.

Какие права и обязанности у собственников земли?

Могу ли я приватизировать землю, если уже участвовала в приватизации земли?

Таким образом, возможность раздела земельного участка на части зависит, в первую очередь, от его минимального размера, установленного градостроительным регламентом соответствующего региона, в котором он находится. При разделе земельного участка на части каждая образованная часть не должна быть меньше этого минимального размера.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

Если участок, в соответствии с законом, может быть разделен на части, то участник общей собственности на дом, расположенный на этом земельном участке, может реализовать свое право на его приобретение в собственность независимо от волеизъявления других участников путем приватизации части земельного участка, соразмерной его доле в праве собственности, как самостоятельного объекта недвижимости.

Отвечает действительный член Адвокатской палаты Московской области Антон Коврижных:

Правовая формулировка вопроса некорректна. Дом уже находится в частной собственности. Однако цель ясна: приватизация земельного участка под домом.

Изменение назначения жилого дома или его строения не повлияет на вопрос приватизации. В данном случае скорее стоит задуматься о делимости земельного участка. Но судебная практика по Москве и области в данном вопросе отрицательна, поэтому этот вариант также бесперспективен.

Собственники жилого дома имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания должны совместно обратиться в уполномоченный орган. Обязать кого-либо из собственников приобрести участок в собственность нельзя.

Как выделить и продать 1/4 дома и земли?

Должен ли я платить налог на землю, если она не приватизирована?

Обязать же заключить договор аренды можно. Для этого любой из собственников вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение 30 дней со дня получения указанного заявления уполномоченный орган направляет иным собственникам здания подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение 30 дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка собственники обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Если кто-либо из собственников не представит подписанный договор, то уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении собственника здания заключить договор аренды.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Да, Вы можете действовать через суд, предварительно обратившись к кадастровым инженерам. Они начертят Вам план предполагаемого раздела земельного участка для последующего выдела в натуре каждого участка отдельно.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Один из членов семьи отказывается от приватизации – что делать?

Могу ли я лишить дочь приватизации?

Как оформить землю под домом в общую собственность?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kak_privatizirovat_uchastok_esli_odin_iz_sobstvennikov_protiv/7824

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.