При уклонении победителя конкурса от заключения контракта

Содержание

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: основания, ответственность

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта

Из этой статьи вы узнаете:

  • Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ
  • Ответственность за уклонение от заключения контракта 44-ФЗ
  • Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях
  • Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
  • Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
  • Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ может быть инициировано как участником закупочной процедуры, так и ее организатором. Причины уклонения могут быть разные, как и последствия нарушения положений закона: от рассмотрения дела в суде, до включения участника в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако у участника есть возможность если не уклониться, то потянуть время до заключения договора. В любом случае рекомендуется изучить опыт других оказавшихся в такой ситуации. Достаточно проанализировать судебную практику.

Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ

После проведения тендера выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия исполнения заказа, инициатором которого является бюджетное учреждение любого уровня.

С ним заказчик подписывает договор на поставку в соответствии с теми условиями, которые были изложены в документации по закупке и в предложении самого потенциального поставщика.

Все положения контракта также должны соответствовать нормам закона.

Если договор в итоге не был подписан по вине победителя электронной процедуры, то в соответствии со ст. 83.2 Федерального закона о контрактной системе можно говорить о его уклонении от заключения контракта по 44-ФЗ.

Если наступают указанные выше обстоятельства, то заказчик обязан закрепить факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ протоколом не позже следующего рабочего дня.

Протокол должен включать информацию о месте и дате его оформления, сведения об уклонившемся победителе и причине, послужившей основанием признания факта.

Последний пункт подтверждается документально, а в протоколе дается ссылка на соответствующий документ. Протокол должен быть опубликован в Единой информационной системе.

Ответственность за уклонение от заключения контракта 44-ФЗ

В сфере госзакупок случаются и факты уклонения заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ. В этом случае у победителя конкурсной процедуры есть право через суд в принудительном порядке обязать инициатора закупки подписать договор.

Потенциальный подрядчик, отказавшийся подписывать контракт, должен быть готов к следующим последствиям:

  • Заказчик взыщет причиненный ему ущерб.
  • Сумма обеспечения заявки возвращена не будет.
  • Возникнет административная ответственность в виде штрафа.
  • Победитель конкурса попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Уклонение исполнителя от заключения контракта по 44-ФЗ может привести к тому, что процедура выбора поставщика (конкурс, аукцион и т. д.) признается несостоявшейся.

В этом случае у заказчика есть право компенсировать свои издержки на проведение тендера за счет такого участника. Кроме того, вполне законным будет удержание обеспечения заявки.

Административная ответственность уклонившегося победителя в виде штрафа 50 000 рублей возникает на основании ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уклонением от заключения контракта по 44-ФЗ является не только факт непосредственно неподписания документа. Если исполнитель опоздает с отправкой заказчику надлежащим образом оформленного договора либо пакет документации окажется неполным, это также квалифицируется как уклонение. Сюда же относится невыполнение победителем требования о предоставлении обеспечения контракта.

Самой большой неприятностью, ожидающей участника, уклонившегося от заключения контракта, является его занесение в реестр недобросовестных поставщиков. Это фактически перекрывает ему возможность в дальнейшем принимать участие в тендерах. Государственные заказчики не хотят иметь дело с такими поставщиками и прямо указывают об этом в конкурсной документации.

Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях

Что делать победителю конкурса, если он не собирается уклоняться от подписания контракта, но по объективным причинам не может уложиться в отведенные сроки – 5 дней с момента направления ему документа? На законных основаниях выиграть немного времени поможет протокол разногласий.

Регламент оформления протокола разногласий установлен в ст. 83.2 ФЗ № 44. В соответствии с ним документ может быть оформлен в пятидневный срок после того, как заказчик опубликует в ЕИС проект контракта.

Исполнитель выкладывает протокол в ЕИС, излагая в нем суть своих претензий по договору, удостоверяет его усиленной электронной подписью уполномоченного должностного лица.

Закон разрешает по каждому контракту опубликовать один протокол разногласий.

В протоколе должны быть указаны конкретные пункты проекта и их редакция, предлагаемая исполнителем.

Заказчик рассматривает протокол и корректирует проект контракта в соответствии с предложениями подрядчика. Исправленная версия размещается в ЕИС.

Если же организатор закупки не согласен с предложениями исполнителя, то он публикует прежнюю версию проекта контракта и документ, в котором обосновывает причины своего отказа.

После этого победителю тендера дается три рабочих дня на подписание договора.

Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Итак, конкурсная процедура проведена, победитель определен, но контракт по его вине не подписан в установленный срок. Для участника тендера такое действие расценивается как уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ, в результате чего юридическое лицо (сведения о самой организации и управляющих ею должностных лицах) попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

Насколько серьезна такая мера? Этот реестр – своего рода черный список компаний, с которыми большинство заказчиков в сфере госзакупок дела вести не хотят.

В большинстве случаев тендерная документация содержит требование о том, чтобы участники не числились в качестве недобросовестных поставщиков.

Хотя заказчика никто не обязывает непременно устанавливать подобное требование, но реестр для того и ведется, чтобы не допустить ненадежных исполнителей к участию в госзакупках. Поэтому почти нереально найти тендер, где в документации не предусмотрено данное условие.

Неподписание контракта победителем вовсе не означает, что его тут же автоматически занесут в реестр. Поэтому участник может принять кое-какие меры, чтобы не попасть в этот список.

Чтобы признать факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан прежде всего направить информацию в территориальный орган ФАС. Затем в последующие 10 рабочих дней назначается заседание комиссии, которая должна разобраться в обстоятельствах дела. Обе стороны приглашаются на заседание и имеют возможность объяснить свою позицию.

Если уведомление победителю тендера было направлено с какими-либо нарушениями или его вообще не пригласили на заседание, то компания имеет хорошие шансы опротестовать в арбитражном суде решение о занесении ее в реестр. Но это только в том случае, если участник сам не виноват в том, что уведомление до него не дошло. Например, им допущена ошибка в контракте – указан неверный адрес, на которой и было направлено уведомление.

Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ

Факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ рассматривается на комиссии ФАС. Победитель тендера должен защитить свою позицию и объяснить, по какой причине он не смог подписать договор в соответствии с требованиями закона. Ему нужно привести аргументы в пользу того, что его поведение нельзя считать недобросовестным, он сделал все от него зависящее, чтобы подписать контракт.

В подтверждение своих слов компания должна предоставить документы в максимально возможном количестве. Если на заседании комиссии победитель тендера заявит о том, что никаких препятствий для надлежащего оформления и исполнения договора с его стороны не имеется, то это сильно укрепит его позиции.

Нарушением процедуры подписания контракта является и внесение обеспечения позже установленного срока. Но если исполнитель все-таки перечислил эту сумму, то данный факт расценивается в его пользу как намерение выполнить поставку. Чтобы укрепить свои позиции в последующих разбирательствах, даже если вы видите невозможность подписать контракт, лучше внести сумму обеспечения.

Еще один аргумент в пользу добросовестности намерений исполнителя – наличие на его складе товаров, предполагаемых к поставке по госконтракту (данный факт нужно подтвердить документами). Если же объектом договора являются услуги или работы, то надо предоставить бумаги (накладные, счета-фактуры и пр.), доказывающие, что у исполнителя достаточно ресурсов для их производства.

Также нелишним будет установить хорошие отношения с заказчиком. Тогда можно рассчитывать на его поддержку на заседании комиссии. У вас будут шансы на хороший исход, если заказчик не станет требовать занести компанию в реестр.

Если вам все-таки не удалось убедить комиссию в своей добросовестности, то в течение 3 месяцев после принятия ею решения можно обратиться в Арбитражный суд субъекта Российской Федерации и уже там отстаивать свои интересы.

Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики

Некоторая организация проводила конкурс с целью выбрать подрядчика для ремонта и обслуживания периферийной компьютерной техники. Победитель был определен, заказчик направил ему проект контракта. Но подписания не последовало, и заказчик обратился в антимонопольную службу с заявлением о признании факта уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ и занесении победителя в РНП.

В ходе разбирательств комиссия ФАС выяснила, что участник конкурса опубликовал протокол разногласий в ЕИС. Заказчик откорректировал проект контракта и вновь разместил его в системе. Но победитель тендера не подписал его в установленные сроки. Кроме того, не было предоставлено обеспечение контракта.

В свое оправдание исполнитель привел следующие аргументы: кредитная организация затянула сроки выдачи банковской гарантии и у заявителя не было возможности повлиять на это дело. В связи с этим контрагент не смог вовремя предоставить обеспечение контракта.

Комиссия ФАС вынесла положительное решение и включила победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. В качестве аргумента было заявлено следующее: любой участник конкурсной процедуры обязан осознавать и самостоятельно нести ответственность по рискам, возникающим при неблагоприятном развитии событий (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019).

Государственный заказчик организовал аукцион с целью закупки запасных частей. Один из участников предложил цену на 26 % меньше НМЦК и стал победителем.

Заказчик опубликовал контракт в соответствии с регламентом, в ответ на который контрагент разместил протокол разногласий.

Его суть сводилась к следующему: требуется изменить реквизиты счета заказчика, так как из-за допущенной ошибки невозможно перечислить сумму обеспечения контракта.

Организатор процедуры внес коррективы в текст договора и повторно опубликовал его. После этого победитель произвел выплаты в адрес заказчика – перечислил предусмотренные условиями конкурса 57 498,69 руб. в качестве обеспечения контракта. Но оператор электронной площадки вернул эту сумму, а заказчику направил уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта.

В результате договор был подписан с тем участником тендера, который занял второе место. Победитель конкурсной процедуры подал заявление в ФАС по факту нарушения своих прав. Антимонопольная служба встала на сторону заявителя, потому что признание уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ в данном деле противоречило ч. 2 ст. 37 № 44-ФЗ.

Далее разбирательство перешло в Арбитражный суд, куда обратился заказчик, не согласившийся с выводами комиссии ФАС. Суд поддержал решение антимонопольного органа.

Затем дело было рассмотрено апелляционной инстанцией, по решению которой предыдущие постановления комиссии ФАС и Арбитражного суда признаны незаконными.

Суд сделал следующие выводы: победитель тендера обязан предоставить обеспечение исполнения контракта до того, как отправит подписанный договор, а исполнитель не предъявил в срок заказчику платежное поручение в подтверждение своевременного перечисления нужной суммы.

Также суд отметил, что заказчик имеет право предусмотреть в проекте контракта лишь один способ обеспечения исполнения обязательств, это не нарушает ни нормы ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, ни права участника (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. № 15АП-21292/17).

Из анализа существующей судебной практики можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день у антимонопольной службы отсутствует единый подход относительно занесения субъектов в реестр неблагонадежных поставщиков.

Очень многое зависит от твердости позиций каждой из сторон, обоснованности доказательной базы при рассмотрении дела.

Как бы то ни было, компания, ставшая победителем тендера, должна в точности исполнять все требования закона при подписании контракта, чтобы избежать неприятных последствий.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/uklonenie-ot-zaklyucheniya-kontrakta-44-fz/

44‑ФЗ простым языком. Часть 13

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта

Статья актуальна на 21 декабря 2018

Разберем правила заключения контракта по результатам любой электронной процедуры. 

По результатам электронной закупки контракт заключается с ее победителем, а если он уклоняется от подписания, со следующим участником.

В конкурсе или аукционе контракт можно заключить не раньше 10 дней с даты размещения в ЕИС, а после проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений не раньше 7 дней.

Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины. Самый поздний срок для заключения контракта — 20 дней.

Сроки подписания:

5 дней после публикации итогового протоколЗаказчик размещает в ЕИС и на ЭТП проект контракта без своей подписи.  Конкретные данные берут из извещения и предложения победителя.
5 дней с даты размещения проекта контрактаУ победителя два варианта:

  1. Подписать электронной подписью проект контракта на ЭТП и приложить документы, подтверждающие обеспечение контракта, если было такое требование. Если цена была снижена больше чем на 25%, то 1,5 обеспечение или информацию о трех госконтрактах, исполненных без нареканий (в соответствии с антидемпинговыми мерами).Если закупали лекарство и цена была снижена больше чем на 25%, то победитель прикладывает обоснование цены.Если в аукционе победитель перешел через ноль, поставщик должен внести на счет заказчика деньги за право заключить контракт.
  2. Разместить протокол разногласий.

Дальше заказчик действует по ситуации:

3 рабочих дняЗаказчик отвечает на протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он размещает на ЭТП один из двух документов:

  • новый вариант контракта с учетом исправлений,
  • контракт в первой редакции и отдельный документ с обоснованием, почему не будет вносить изменения частично или полностью (ч. 5 ст. 83.2 № 44-ФЗ).

В следующие 3 рабочих дня победитель закупки подписывает контракт или отправляет жалобу в ФАС, если не согласен с доводами заказчика.

3 рабочих дняЕсли протокола разногласий нет, то подписывает контракт.

Как только заказчик подпишет контракт своей подписью и разместит его в ЕИС, контракт считается заключенным. В течение рабочего дня после этого банк разблокирует обеспечение заявки на спецсчете.

Если победитель уклоняется от заключения контракта

Победителя признают уклонившимся, если он:

  • не подписал  контракт и не направил протокол разногласий в срок,
  • не предоставил обеспечение контракта,
  • не исполнил антидемпинговые требования (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% от НМЦ.

Заказчик не позднее следующего рабочего дня составляет и размещает в ЕИС и на ЭТП протокол о признании победителя уклонившимся, указывая информацию:

  • о месте и времени его составления,
  • о победителе-уклонисте,
  • основание для такого признания,
  • реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, не покрытых суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

Затем заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Проект контракта с условиями из заявки второго участника также отправляют в течение 5 дней с даты уклонения первого победителя.

Следующий участник вправе подписать проект контракта или отказаться от этого. Он действует по той же схеме, что и первоначальный победитель:

  • Подписывает контракт или направляет протокол разногласий,
  • Предоставляет обеспечение контракта, если установлено такое требование.  
  • Деньги за право заключить контракт (если перешел через ноль).

Если такой победитель согласился подписать контракт, но не предоставил обеспечение, он признается уклонившимся со всеми санкциями — риск попасть в РНП и возмещать ущерб заказчику.

Электронная закупка признается несостоявшейся, если второй победитель  отказался от заключения контракта или уклонился от заключения контракта.

Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня.

Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней.

Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1230-44-fz-13

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям.

Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться.

Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков, либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

К участникам закупок по 44-ФЗ могут предъявляться и дополнительные требования. Так, заказчик вправе отказаться от подписания госконтракта, если ему станет известно о том, что ресурсов победителя окажется недостаточно для выполнения взятых на себя обязательств.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

После того как контракт был подписан, указанные выше обстоятельства утрачивают свое значение, а речь уже идет о расторжении контракта, для чего  в 44-ФЗ предусмотрены дополнительные обстоятельства.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик может не придерживаться данного алгоритма, если участником не было внесено обеспечение. Он автоматически признается уклонившимся.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Для подачи жалобы в антимонопольный орган ему следует успеть до истечения сроков заключения контракта. Жалоба подается в письменной форме и содержит всю необходимую информацию о нарушенных правах поставщика и указание на то, почему он считает действия заказчика необоснованными, и ссылку на закупку в ЕИС. К документу следует приложить копию протокола об отказе, полученного от заказчика.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Случалось вам отказываться от подписания контракта?Я заказчик. СлучалосьЯ исполнитель. СлучалосьНикогда не возникало причин

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Ответственность для заказчика за незаконный отказ от договора содержится в ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. р., юридических – 200 тыс. р.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

Поставщик может отказаться от подписания договора в любой момент, но это прямой путь в попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Для того чтобы избежать негативных последствий отказа от госконтракта, поставщик может по договоренности с заказчиком вначале подписать контракт, а затем расторгнуть его. Другой вариант – отправка заказчику протокола разногласий, что позволяет продлить сроки для подписания договора на период подготовки ответа заказчиком.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме.  Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде.

Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otkaz-ot-zaklucenia.html

Признание победителя уклонившимся от заключения контракта

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по сопровождению торгов разъяснит Вам и другие вопросы, которые не были озвучены в настоящем материале

Условия признания победителя запроса котировок уклонившимся

   Условия признания победителя проведенных электронных торгов уклонившимися от заключения контракта являются обстоятельства в зависимости от вида проведенных закупок. Законодатель по каждому виду закупок определил закрытый перечень условий при которых победителя закупки могут признать уклонившимся от заключения контракта:

  1. Если победитель конкурентного способа определения поставщика не направил подписанный контракт или протокол разногласий в течение двадцатидневного срока заказчику. В данном случае, заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта. Заказчик направляет в ОИВ информацию о победителе уклонившемся от заключения договора
  2. Если поставщик опубликовал стоимость поставки в заявке превышающую десять миллионов рублей или стоимость установленную региональным законодательством, если закупка производства для нужд региона. Основание предусмотрено для закупки лекарственных препаратов
  3. Заказчика могут признать уклонившимся, если он не предоставит в течение установленного срока информацию после получения контракта от заказчика
  4. Признать победителя запроса котировок уклонившимся от заключении контракта можно случае, если он не предоставил подписанный контакт заказчику, а также выписку из ЕГРЮЛ, документы о государственной регистрации юридического лица с наличием перевода на русский язык. Срок предоставления документов определяется организатором и публикуется в извещении о проведении запроса котировок
  5. При проведении запроса предложений, в случае если победитель не предоставить в течение семидневного срока с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола обеспечение исполнение контракта – победитель может быть признан уклонившимся от заключения договора

   Таким образом, в зависимости от вида конкурентного способа определения поставщика, заказчик может быть признан уклонившимся от заключения контракта.

ПОЛЕЗНО: любую спорную ситуацию можно решать через обжалование в ФАС с помощью нашего адвоката, смотрите подробнее видео-инструкцию

Порядок признания победителя уклонившимся от заключения контракта

Порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора представляет собой следующую процедуру:

  1. Организатор проведения закупки в случае пропуска срока предоставления победителем подписанного контракта или протокола разногласий, непредставления обеспечения закупки собирает комиссию по осуществлению закупки.
  2. Комиссия принимает решение о признании или непризнании победителя закупки на электронной площадке уклонившимся от заключения договора. Решение формируется в виде протокола о признании победителя уклонившимся от заключения договора с обоснованием причин уклонения. В протоколе также указывается рекомендации по заключении контракта с лицом, занявшим второе место по результатам проведенной закупки. Протокол подписывается, публикуется в ЕИС в течение 3 дней.
  3. Комиссия также формирует протокол отказа от заключения контракта с победителем процедуры закупки. Протокол создается на основании протокола признания победителя уклонившимся, и далее прикладывается к протоколу отказа от заключения контракта. В протоколе публикуется сведения о проведенной закупке, идентификационные данные, заказчик, также указывается сведения о протоколе, дата, место составления, поставщик. Указываются причины послужившие основанием для отказа от заключения контракта. Протокол подписывается с ЭЦП и публикуется в ЕИС.
  4. В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик направляет сведения в уполномоченный орган о таком поставщике. Уполномоченный орган вносит такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Как уклониться от заключения контракта?

   Уклониться от заключения контракта можно следующим образом:

  1. Проигнорировать направленный договор на подписание заказчиком
  2. Не предоставить в срок протокол разногласий или подписанный контракт заказчику или предоставить их по истечении установленного срока
  3. Не предоставить дополнительные документы (сведения из ЕГРЮЛ, документы государственной регистрации лица с наличием русского перевода, если компания является иностранным контрагентом)

ВАЖНО: указанные обстоятельства повлекут для заказчика негативные последствия.

Для сохранения своей деловой репутации, избежания включения поставщика в РНП, возможны следующие варианты развития взаимоотношений с контрагентом:

  1. проверить наличие ошибок в самой заявке на организацию закупки (торгов), в случае обнаружения нарушений законодательства о закупках, можно обжаловать проведенные торги в антимонопольный орган. Данную процедуру лучше возбудить не победителю торгов, а например лицу занявшему второе место. В таком случае торги признают несостоявшимися и Вам не придется уклоняться от заключения договора
  2. Второй из возможных вариантов, это все же заключить контракт с заказчиком. Но после подписания договора, заключить соглашение о расторжении договорных отношений
  3. Третий вариант, в случае если ФАС не оказал должного содействия, контрагент отказался расторгать заключенный контракт, можно признать незаключенным договор, торги недействительными или оспорить решение ФАС в судебном порядке, при условии наличия оснований для такого обжалования

   Законом не предусмотрены послабления по уклонению от заключения договора с организатором торгов. Все остальные случаи приведут к негативным последствиям.

   Однако в отдельных случаях законодатель предусмотрел вариант уклонения от заключения договора поставщиком, но речь идет, когда победителя признали уклонившимся и заказчик принял решение заключить контракт с лицом, занявшим второе место.

Так, не признается уклонением поставщика, занявшим второе место от заключения контракта, если он не предоставляет в срок подписанного контракта, обеспечения исполнения контракта заказчику. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

Как составить протокол признания победителя уклонившимся?

   Протокол признания победителя процедуры закупки уклонившимся от заключения контракта формируется комиссией создаваемой заказчиком, организатором проведения процедуры закупки.

Протокол должен содержать следующие сведения:

  1. Дату, реквизиты документа, номер, место заключения, время
  2. Указывается состав комиссии, председатель, заместитель, секретарь. Комиссия должна быть правомочна, должен быть соблюден кворум
  3. Указывается наименование участника (победителя закупки), его реквизиты
  4. В протоколе указывается протокол рассмотрения признания победителя, указываются основания признания поставщика победителем
  5. Указываются сроки заключения контракта и направления его поставщиком заказчику или иных документов предоставление которых интерпретировано законом
  6. Указываются основания (правовое нормативное основание со ссылкой на нормативный акт) нарушения поставщиком сроков или иных нарушений закона заключения контракта. Уточняется решение о признании поставщика (победителя занявшего первое место) уклонившимся от заключения контракта
  7. Указывается рекомендации заказчику заключить контракт с лицом, занявшим второе место по результату проведенной процедуры закупки

   Далее протокол подписывается всем составом комиссии и публикуется в течение трех дней в ЕИС.

Оспаривание признания победителя аукциона уклонившимся

   Оспорить протокол признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта можно в случае нарушения организатором торгов законодательства о закупках. В случае нарушения организатором торгов процедуры проведения аукциона.

   Обжаловать решение комиссии организатора аукциона можно в уполномоченный орган указав на причины нарушения организатором законодательства о закупках (например, если организатор заключил договор с лицом, который являлся единственным участником проведенного аукциона. В данном случае аукцион должен быть признан несостоявшимся).

В жалобе необходимо указать следующие обстоятельства:

  1. Наименование государственного органа, наименование, реквизиты заявителя, наименование в отношении кого направлена жалоба.
  2. В описательной части указать на фактические нарушения организатором аукциона. Указать нормативное обоснование своей позиции, ссылки на электронную площадку;
  3. В просительной части указать требования в отношении организатора аукциона.

   Обжалование решение антимонопольного органа или действия организатора аукциона, признание недействительными протокола, процедуры аукциона можно обжаловать в судебном порядке.

В Арбитражный суд подается заявление или жалоба по следующим правилам:

  1. Обязательно указывается суд, стороны (наименование, адрес, реквизиты, контактная информация), размер государственной пошлины
  2. В описательной части необходимо указать какие права нарушены тем или иным лицом, нормативное обоснование своих доводов на законодательные акты
  3. В просительной части необходимо указать соответствующие требования в зависимости от предмета заявления
  4. К заявлению необходимо приложить доказательства, на которые Заявитель ссылается, затем документ подтверждающий оплату госпошлины, отправку сторонам заявления, свидетельство о государственной регистрации лица, выписки из ЕГРЮЛ на сторон, диплом о высшем юридическом образовании представителя, доверенность

ПОЛЕЗНО: смотрите также видео про споры в сфере закупок

Адвокат по признанию победителя уклонившимся в Екатеринбурге

   Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.

   В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке  жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.

   Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.

   В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.

Отзыв о нашем адвокате в сфере бизнеса

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/priznanija-pobeditelja-uklonivshimsja-ot-zakljuchenija-kontrakta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.